Вакуумный поезд от илона маска становится реальностью

Идея Илона Маска о вакуумном поезде находит воплощение в реальности

Так может выглядеть поездка на пятом виде транспорта

Hyperloop Technologies

Когда миллиардер-изобретатель Илон Маск в 2013 г. предложил идею пятого вида транспорта под названием «Гиперпетля» (Hyperloop), многие отнеслись к этому скептически. В этой транспортной системе капсулы на воздушных подушках должны перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч.

Таким образом, расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (около 650 км) можно было бы преодолеть за 35 минут. Технически реализовать ее можно, настаивают представители двух компаний, работающих над этим футуристическим проектом.

Главная проблема заключается в том, чтобы он оказался коммерчески выгодным и не повторил судьбу сверхзвукового авиалайнера Concorde, эксплуатация которого прекратилась в 2003 г. во многом из-за высоких расходов.

Между двумя компаниями — Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop Technologies — теперь напряженная конкуренция.

HTT планирует в течение трех лет построить в Калифорнии трек длиной 8 км, по которому можно было бы перевозить пассажиров, а Hyperloop Technologies сейчас строит тестовый трек к северу от Лас-Вегаса.

«Мы можем построить «Гиперпетлю» сегодня, только это будет слишком дорого», – говорит Броган Бамброган, сооснователь и технический директор Hyperloop Technologies.

Маск изначально предполагал, что капсулы будут парить при помощи сжимаемого компрессорами воздуха, подобно некоторым столам для аэрохоккея.

В Hyperloop Technologies по-прежнему рассматривают этот метод, но обе компании сейчас склоняются к технологии магнитной левитации, уже используемой для поездов на магнитной подушке (маглевов).

В этом случае для подъема вагонов обычно используются мощные электромагниты, требующие много энергии и иногда дорогие системы охлаждения. В HTT и Hyperloop Technologies утверждают, что могут сократить расходы с помощью постоянных магнитов, требующих значительно меньше энергии.

Но эффективность этой технологии еще не доказана. Так, General Atomics Aeronautical Systems, производитель беспилотников Predator для армии США, построила для маглева трек длиной почти 140 м в Сан-Диего, используя почти 10 000 постоянных магнитов. Но компания приостановила проект несколько лет назад из-за отсутствия клиентов.

Hyperloop может повторить историю маглевов – технически возможной транспортной технологии, которую было сложно реализовать по финансовым причинам. Маглев был впервые успешно продемонстрирован в 1971 г., однако их коммерческое использование началось только в 2004 г. в Шанхае.

Строительство пути длиной около 30 км в Шанхае обошлось в $40 млн за 1 км. При этом ожидается, что путь длиной почти в 290 км в Японии будет стоить примерно $150 млн за один км.

По оценкам Маска, строительство Hyperloop между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом обойдется в $6 млрд (или около $7 млн за один км), что в десять с лишним раз дешевле строительства высокоскоростной железной дороги на этом маршруте.

Эксперты и представители Hyperloop Technologies считают оценку Маска низкой. В HTT заявляют, что могут построить трек за $3,1-12,5 млн за 1 км. Маск от комментариев отказался.

Энтузиасты Hyperloop надеются сэкономить благодаря использованию энергии, вырабатываемой при торможении капсул, и солнечных панелей на трубах, а также размещению труб на опорах, а не на самой земле, в отличие от железной дороги.

Проекты вакуумного поезда

Появлению поездов, похожих на Hyperloop, уже мешали финансовые и политические реалии. Одна компания в 2009 г.

отказалась от планов создания подземного вакуумного поезда в Швейцарии из-за недостатка финансирования и поддержки властей, говорит работавший над проектом профессор Марсель Юфер из Федеральной политехнической школы Лозанны.

Хоть давление там и должно было быть в 100 раз больше, чем в Hyperloop, но удерживать его на низком уровне на большом пространстве оказалось крайне сложно. «Не буду говорить, что это невозможно, но это будет очень дорого», — отмечает он.

Но швейцарский производитель вакуумных насосов Oerlikon не согласен. Компания намерена продать HTT 40-60 насосов для ее 8-километрового трека в Калифорнии. На эти расходы придется примерно 2% от бюджета проекта размером $173 млн, утверждает Карл Брокмайер из Oerlikon.

Хоть названия и цели HTT и Hyperloop Technologies похожи и даже их штаб-квартиры располагаются всего в 15 км друг от друга, но компании очень разные. Hyperloop Technologies — это классический технологический стартап, имеющий 72 сотрудника и $37 млн венчурного финансирования.

Ее основатели — Бамброган и венчурный капиталист Шервин Пишевар, а гендиректор — бывший сопрезидент Cisco Роб Ллойд. В свою очередь HTT представляет собой глобальное «объединение» 450 инженеров, ученых и других экспертов, которые встретились на краудсорсинговом веб-сайте. Ее гендиректор — предприниматель Дирк Ахлборн из Берлина.

Финансируют компанию в основном сами сотрудники, многие из которых продолжают работать в таких местах, как Boeing и NASA.

Руководители обеих компаний уверены, что первые полномасштабные Hyperloop будут построены за пределами США отчасти потому, что для этого нужна правительственная поддержка.

По словам Ллойда, проект удовлетворяет нужды правительств в строительстве высокоскоростных железных дорог между Ливерпулем и Ньюкаслом в Великобритании и Сингапуром и столицей Малайзии Куала-Лумпуром.

По прогнозам Ахлборна, первые системы появятся в Азии или на Ближнем Востоке, где потребность в них выше, а бюрократии — меньше. «Зачастую решения там принимает один человек. Если он захочет, это будет построено», — утверждает Ахлборн.

Обе компании рассказали, что провели предварительные переговоры с правительствами более чем десяти стран, включая Китай, Индию и Великобританию, о строительстве Hyperloop к 2020 г.

Перевел Алексей Невельский

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/01/22/625154-maska-vakkumnom-poezde-voploschenie

«Вакуумная» революция Илона Маска

Илон Маск – воистину знаковая личность нашего времени. Он уже сделал революцию в области электромобилей (Tesla Motors) и близок к тому, чтобы изменить космическую индустрию (ракеты-носители Falcon).

Однако амбиции предпринимателя этим не ограничиваются, и теперь он всерьез намерен совершить прорыв в сфере пассажирских перевозок.

Основа концепции Hyperloop – вакуумный поезд, который сможет передвигаться между городами со скоростью 1220 км/ч! Чтобы было понятно, максимальная скорость флагманской модели Boeing – авиалайнера 787 Dreamliner – ограничивается отметкой 954 км/ч.

В случае с Hyperloop, впрочем, многое зависит от ландшафта, и иногда скорость придется снижать до 480 км/ч. Но добраться в нужный пункт на вакуумном поезде можно будет так же быстро, как на самолете. А еще, предположительно, дешевле, но обо всем по порядку.

Первую двухпутную трассу хотят проложить между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско.  Хотя трассой это можно назвать с большой натяжкой: речь идет, скорее, о трубопроводе, внутри которого движутся капсулы. Трубы будут находиться над землей на специальных опорах.

В варианте для чисто пассажирских перевозок хотят использовать трубопровод диаметром 2,23 м. Капсула будет иметь два ряда сидячих мест по четырнадцать кресел в каждом.

Еще рассматривается вариант, похожий на паром: в этом случае люди смогут перемещаться внутри трубопровода вместе со своими автомобилями, а диаметр трубы будет составлять 3,3 м.

Кроме самого Маска в проект вовлечены целые команды энтузиастов, самыми активными среди которых являются калифорнийские Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop Technologies.

Сама концепция вакуумного поезда не нова: ее предложили примерно сто лет назад. Предполагалось, что поезда будут двигаться при помощи магнитной левитации внутри труб в вакууме.

В этом случае не нужно сталкиваться с трением опоры или встречным сопротивлением воздуха – считалось, что это позволит по максимуму удешевить перевозки.

Однако Маск предложил усовершенствовать идею. По его мнению, достигать в трубе полного вакуума не нужно.

Намного экономичней будет поддерживать форвакуум с давлением в 100 Па. В этом случае капсула сталкивается с набегающими воздушными массами, которые, по мнению Маска, при помощи вентилятора и специальных направляющих можно будет перенаправлять под днище капсулы.

Таким образом, образуется своего рода воздушная подушка. Концепция выглядит весьма стройной и намного более дешевой, чем вариант с магнитной левитацией.

Капсулу будет приводить в движение линейный электродвигатель. В роли статора выступит 15-метровый алюминиевый рельс, расположенный в нижней части внутренней стороны трубы. Такой рельс планируют устанавливать лишь через каждые 110 км. Вся система будет работать за счет электричества, поэтому проект Hyperloop можно назвать экологически чистым (в сравнении с авиалайнерами, например).

Hyperloop / ©Hyperloop Transportation 

Трудности начались на самом первом этапе реализации проекта, что, впрочем, неудивительно, учитывая невероятную техническую сложность.

Так, специалисты исследовательского центра NASA Glenn Research Center провели моделирование и выяснили, что диаметр трубы придется увеличить в два раза.

А ранее на сайте компании The MathWorks, занимающейся компьютерным моделированием, выложили материал, где говорилось, что достигнуть скорости 1200 км/ч для Hyperloop будет невозможно (во всяком случае, если говорить о предполагаемой трассе Лос-Анджелес – Сан-Франциско).

Сама по себе концепция Илона Маска также подверглась критике.

Эксперты уже упомянутой Hyperloop Transportation Technologies говорили, что воздушная подушка, возможно, не самый лучший вариант, ведь в этом случае могут возникнуть проблемы с управляемостью.

А ведь даже небольшое отклонение от нормы для капсулы, мчащейся на немыслимой скорости в 1200 км/ч, будет означать катастрофу. В HTT советовали присмотреться к идее магнитной левитации, которая не очень понравилась Маску.

В этом случае, правда, Hyperloop станет еще дороже, хотя даже в первоначальном варианте цена трассы Лос-Анджелес – Сан-Франциско может достигать 16 млрд долларов. Цена – это вообще краеугольный камень всей концепции. Причем это касается как трассы Hyperloop, так и цены на билет.

Недавно представляющий Калифорнийский университет профессор Майкл Андерсон провел собственные расчеты и выяснил, что цена на билет Hyperloop по маршруту Лос-Анджелес – Сан-Франциско потянет на тысячу долларов (хотя изначально говорилось о всего лишь 20 долл.).

Что же до стоимости всей инициативы, то здесь профессор озвучил фантастическую сумму в 100 млрд долларов.

Hyperloop / ©Hyperloop Transportation 

И все же, несмотря на трудности, работа над Hyperloop кипит. Зимой этого года в Техасском университете A&M назвали победителя конкурса, в рамках которого разные команды продемонстрировали дизайн капсул Hyperloop. Победа досталась коллективу, представляющему Массачусетский технологический институт.

Но что еще более важно, так это то, что у проекта нашлось множество сторонников, готовых вложить в него свои средства.

Среди них оказался и российский предприниматель Виктор Вексельберг: в 2015 году сообщалось, что подконтрольная ему немецкая Oerlikon Leybold Vacuum вплотную занялась Hyperloop.

Шестеро ее сотрудников к тому моменту уже трудились над реализацией проекта в интересах калифорнийской Hyperloop Transportation Technologies. Опыт Oerlikon Leybold Vacuum пригодился для создания систем, необходимых для нормальной работы трубопровода Hyperloop. 

Тестовый полигон Hyperloop One / ©Computerra

В пользу того, что «Гиперпетля» появится на свет, говорит и новый договор, подписанный между HTT и правительством Словакии. В рамках данного договора предполагается построить трассу, объединяющую Братиславу, Вену и Будапешт.

Так что добраться из словацкой столицы в Вену можно будет всего за восемь минут, в то время как подобная поездка на автомобиле заняла бы по меньшей мере час.

Сроки строительства Hyperloop, впрочем, не озвучиваются, как и срок сдачи в эксплуатацию первого участка Лос-Анджелес – Сан-Франциско, что неудивительно, учитывая многие технические неопределенности. Некоторые эксперты, впрочем, берут на себя смелость делать прогнозы.

Читайте также:  Китайцы выпустили копию bmw

В Hyperloop One (ранее известной как Hyperloop Technologies) заявили, что перевозка пассажиров станет возможной уже к 2021 году.

Сейчас проект уверенно движется вперед. В мае Hyperloop One провела первые тесты системы, к которым было приковано внимание всей мировой общественности. Специальное устройство стартовало на железнодорожных рельсах, разогналось с помощью электромагнитов до 160 км/ч, а затем затормозило в «песчаной ловушке».

По сути, речь шла всего лишь о тесте разгонной системы: был проверен линейный двигатель, который будет разгонять капсулу с пассажирами до нужных скоростей. Испытания прошли успешно, но это только первый шаг. Там не было ни трубы с пониженным давлением, ни капсулы.

Это была лишь тележка, установленная на железнодорожные рельсы.

Однако уже к концу 2016 года компания Hyperloop One планирует построить полноценную трехкилометровую испытательную «трубу», где экспериментальные устройства смогут разогнаться до 1100 км/ч. В свою очередь, Hyperloop Transportation Technologies занята строительством восьмикилометрового испытательного стенда, хотя когда именно будет построен первый прототип, сказать трудно.

Тест Hyperloop / ©YouTube

Подводя итог, хотелось бы отметить, что технически Hyperloop реализуем, вопрос заключается лишь в том, станет ли он успешным с коммерческой точки зрения. Здесь можно провести аналогию с уже созданными поездами на магнитной подушке, такими как, например, Transrapid.

Подобные составы очень быстры. Японский JR-Maglev, например, разгоняется до 603 км/ч. А еще такой транспорт очень безопасен. При всем этом поезда на магнитной подушке слишком дороги и пока не получили широкого распространения. Что же будет с Hyperloop, покажет время.

Нам остается только следить за новостями и ждать. 

Источник: https://naked-science.ru/article/hi-tech/vakuumnaya-revolyuciya-ilona-maska

Первые испытания Hyperloop Фантастический поезд Илона Маска превращается в работающую технологию — Meduza

Hyperloop Technologies

11 мая компания Hyperloop One проведет публичные испытания разгонных моторов транспортной системы, придуманной создателем Tesla и SpaceX Илоном Маском.

Hyperloop, как предполагает ее идеолог, будет перевозить пассажиров в специальных поездах по тоннелям со скоростью более тысячи километров в час.

Еще недавно система казалась очередной фантастической идеей Маска; однако ее реализацией занимаются сразу две компании, убежденные в реальности и эффективности Hyperloop. «Медуза» рассказывает, что такое Hyperloop и когда она будет построена. 

Илон Маск придумал Hyperloop в 2013 году. Согласно идее, поезд будет перемещаться в специальных трубах с пониженным давлением со скоростью до 1200 километров в час. Трассы для Hyperloop предполагается строить над землей по аналогии с монорельсом и оснащать солнечными батареями.

Илон Маск придумал только концепт, в котором описал базовые принципы работы Hyperloop, но не предоставил конкретных технологических решений.

Предприниматель призывает заниматься реализацией проекта всех желающих; для этого организованы несколько конкурсов — например, на создание самого шаттла. 

Hyperloop — это не монорельс и не поезд на магнитной подушке. Поезд должен разгоняться линейными двигателями, спрятанными в «рельсах» внутри трубы.

Над поверхностью «рельс» его будет поддерживать технология, схожая с той, что используется в аэрохоккее. Высокая скорость шаттла Hyperloop будет обеспечена пониженным давлением внутри герметичной трубы и незначительным сопротивлением воздуха.

 По задумке Маска, поезда Hyperloop могут стать альтернативой самолетам, обсуждаются и перспективы грузоперевозок.  

Реализацией проекта занимаются две независимые компании. Первые публичные испытания проводит Hyperloop One, близкая к самому Илону Маску. Компания строит испытательную трассу для Hyperloop в Неваде, ее общая протяженность составит три километра.

Незадолго до испытания Hyperloop One объявила о привлечении 80 миллионов долларов инвестиций. Вторая компания — Hyperloop Transport Technologies (HTT): она рассматривает варианты строительства нового вида транспорта за пределами США. HTT, в том числе, ведет переговоры и с российскими инвесторами.

Обе компании планируют использовать разные технологии и конкурируют между собой. HTT, к примеру, за два дня до испытаний Hyperloop One объявила о лицензировании технологии пассивной магнитной левитации.

HTT собирает деньги краудфандингом, Hyperloop One полагается на обычных инвесторов; в обеих компаниях работают бывшие инженеры SpaceX. 

Первые испытания — только тест разгонной системы. Hyperloop One на глазах журналистов проверит работу системы линейных двигателей, которая будет располагаться через каждые 50-70 километров и разгонять шаттл с пассажирами во время поездки. Для теста построили небольшой участок «рельс» с линейным двигателем, по которому будет ездить специальная платформа.

Тоннель, полноценный пассажирский шаттл и другие технологии, необходимые для Hyperloop, продемонстрированы не будут. Главная задача теста: показать, что разработанная в Hyperloop One система в принципе работает — и может разгоняться за секунду примерно до 100 километров в час. В лабораторных условиях она уже показала свою надежность, утверждают в компании.

 

Hyperloop One Propulsion Open Air Test

Andrew Hawkins

Анонсированы и другие испытания. В Hyperloop One планируют достроить трехкилометровый испытательный участок к концу 2016 года и провести полноценные испытания в трубе с пониженным давлением на скорости около 1100 километров в час.

HTT строит свой испытательный стенд в Калифорнии, протяженность тестового участка транспортной трубы составит восемь километров. Точных данных о сроках готовности прототипа Hyperloop у HTT нет.

Наконец, летом 2016-го SpaceX подведет итоги открытого конкурса на создание шаттла для Hyperloop. 

Станет ли Hyperloop коммерческим проектом, неясно. По всей видимости, создание Hyperloop технически возможно — вероятно, это произойдет в ближайшие годы. Однако проблемой для Hyperloop может стать высокая стоимость строительства и обслуживания.

 Предполагается, что Hyperloop будет как минимум дешевле поездов на магнитной подушке, разработки которых остановились именно из-за дороговизны этой перспективной технологии.

 Согласно концепции Маска, билет из Сан-Франциско в Лос-Анджелес (около 600 километров) на шаттле Hyperloop должен стоить 20 долларов, то есть в разы дешевле самолета. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/05/11/pervye-ispytaniya-hyperloop

Из Петербурга в Москву за 36 минут: Для чего нам Hyperloop

В начале сентября премьер-министр Эстонии подписал договор о намерениях строить между Таллином и Хельсинки подводный транспортный туннель Hyperloop.

Разговоры о сверхскоростном вакуумном поезде ведутся последние пять лет, но только сейчас все больше стран начинают воспринимать проект Илона Маска как реальный и заключать договоры о строительстве Hyperloop у себя.

The Village разобрался, что это за новый вид транспорта и как путь из Петербурга в Москву станет занимать всего 36 минут.

Все началось с того, что в Калифорнии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско решили построить высокоскоростную (350 километров в час) железную дорогу. В 2012 году анонсировали бюджет проекта — 68,4 миллиарда долларов.

Почти сразу после этого один из самых неординарных бизнесменов планеты, Илон Маск, раскритиковал проект как слишком дорогой и отсталый. Он заявил, что в штате, где находится Силиконовая долина и штаб-квартиры множества главных технологический компаний мира, главная транспортная артерия должна быть покруче.

Примерно тогда же он рассказал об идее создать новый, пятый вид транспорта, который будет дешевле, удобнее и в разы быстрее предложенного поезда.

Через год, летом 2013 года, Маск выложил в открытый доступ описание проекта Hyperloop. Визионер предлагал создать транспорт, в котором отдельные вагоны-капсулы передвигались бы в герметичной трубе за счет разницы давлений.

Перед капсулой с пассажирами нагнеталось бы давление, близкое к вакууму, за счет чего ее, по сути, всасывало бы в трубу.

Это позволило бы избавиться от сопротивления воздуха — основного противодействия при движении на высокой скорости.

Другой движущей силой капсулы должен был стать линейный электродвигатель. Одна его часть, статор, представляет собой часть рельса, который прокладывается на дне транспортной трубы, другая, ротор, — индукционные катушки на дне капсулы. Возникающее между ними магнитное поле сообщало бы мощное ускорение капсуле.

За счет него она бы резко стартовала и получала повторный разгон по ходу движения. При этом превращать весь рельс в дорогостоящий электродвигатель необязательно — достаточно устанавливать 15-метровые части двигателя примерно каждые 100 километров. Также электродвигатель отвечал бы и за остановку Hyperloop.

Так как капсула будет двигаться не в полном вакууме, встречные потоки воздуха все-таки будут на нее воздействовать. Маск придумал, как использовать и их.

Кроме обтекаемой формы, он предложил разместить на носу капсулы вентилятор, который распределял бы потоки воздуха так, чтобы они поддерживали капсулу — создавали воздушную подушку, за счет чего она бы летела, не соприкасаясь с рельсом. Это избавило бы Hyperloop от трения с его поверхностью.

Кроме того, для проекта в Калифорнии бизнесмен предложил покрыть 600 километров трассы-трубы сверху солнечными батареями. В жарком штате эти панели не только обеспечили бы затраты на работу Hyperloop — половину полученной энергии можно было бы продавать в окрестные города.

В результате капсулы Hyperloop должны двигаться по трубе, по расчетам Маска, со скоростью от 500 до 1 200 километров в час в зависимости от ландшафта и близости поворота.

А расстояние от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско в ней можно было бы преодолеть за 30 минут вместо двух часов 40 минут на скоростном поезде, а билет на Hyperloop между калифорнийскими городами стоил бы 20 долларов вместо 81.

По расчетам, проект стоимостью 6 миллиардов долларов должен окупиться за 20 лет.

По мнению Маска, путешествие на самолете менее чем на 1 500 километров сегодня дороже и медленнее, чем на Hyperloop. За счет того, что передвижение происходит в маленьких капсулах-вагонах, которые запускаются независимо друг от друга, путешествие идет от точки до точки. Это значит, что пассажирам не приходится терять время на остановки в пути.

Пропускная способность Hyperloop — одна капсула с 28 пассажирами на борту каждые две минуты, или 840 человек в час. Кроме того, Маск предложил и рассчитал, как использовать Hyperloop для грузовых перевозок.

Это сделало бы проект на 1,5 миллиарда долларов дороже. Трубу предлагалось прокладывать над землей на бетонных опорах.

Это не нарушило бы, например, сельскохозяйственных угодий и позволило бы прокладывать трассу по любой местности, в том числе в горах.

К сегодняшнему дню изначальная задумка Маска технически существенно изменилась. Например, ранее планировалось, что капсула будет высотой 1,1 метра и шириной 1,35 метра, а теперь она ближе по размерам к вагону метро, а кроме воздушной подушки капсулы, поддерживает и магнитное поле. Важно, что это все так же проект левитирующей капсулы в герметичной трубе.

Опубликовав проект Hyperloop, Маск сразу заявил, что его реализацией он заниматься не будет — не хватит времени на создание электромобиля Tesla и подготовки полета на Марс ракет SpaceX. Вместо этого бизнесмен предложил всем желающим использовать его концепт и воплощать идею футуристического транспорта, пообещав поддерживать чужие начинания.

Почти сразу после публикации за проект Маска взялась компания Ansys, которая занимается инженерными симуляциями на основе компьютерных технологий. Инженеры компании провели моделирование физики движения капсулы и сделали вывод, что идея Маска — не пустые фантазии, а, вероятно, следующий шаг в развитии транспортных технологий.

В том же 2013 году для реализации футуристического проекта была создана компания Hyperloop Transport Technologies (HTT). Для развития проекта привлекали специалистов-волонтеров, которые были готовы в нем участвовать за долю в компании. В 2014 году еще одна компания, Hyperloop One, отнеслась к идее Маска прагматично.

Сейчас компании конкурируют между собой в плане используемых технологий и договоренностей о строительстве Hyperloop с правительствами разных стран.

Читайте также:  Топ-15 самых необычных авто

Так, HTT в 2016 году договорилась со Словакией о строительстве трасс, которые свяжут Братиславу с Веной и Будапештом, а в 2017-м — еще и с Брно в Чехии; сообщалось об их договоренности построить Hyperloop в Южной Корее.

В свою очередь, у Hyperloop One сегодня есть подтверждения от ОАЭ, Швейцарии, Нидерландов, Великобритании. На днях, 2 сентября, компания подписала намерение о строительстве трассы Таллин — Хельсинки с премьер-министром Эстонии.

Однако в вопросе испытаний технологии Hyperloop One сильно опережает конкурента. В мае 2016 года Hyperloop One на своей 500-метровой трассе в Неваде успешно протестировала разгонную систему капсулы.

Год спустя, 12 мая 2017-го, был совершен первый полный тест системы с левитирующей капсулой XP-1 в условиях, близких к вакууму. Ее разогнали до 111 километров в час, назвав это официальным рождением нового вида транспорта.

HTT свою тестовую трассу пока только строит.

За лето 2017 года Hypeloop One ставила один скоростной рекорд за другим и 29 июля объявила о том, что разогнала свою капсулу до 310 километров в час. Но триумф компании омрачил Илон Маск.

В начале 2015 года Илон Маск заявил, что решил все же поучаствовать в воплощении собственной идеи.

Он объявил о планах построить тестовую трассу и организовал соревнование Hyperloop Pod Competition, в котором команды ученых и студентов соревнуются в создании прототипа капсулы для Hyperloop.

В 2016 году SpaceX сделала заявление, в котором подчеркивала, что она не связана ни с одним из проектов коммерческой реализации Hyperloop и просто хочет помочь собрать лучшие идеи для развития этого вида транспорта.

Для испытаний капсул Маск построил трубу длиной 1,6 километра рядом со штаб-квартирой SpaceX.

На втором соревновании прототипов капсул 25–27 августа команда Мюнхенского технического университета побила рекорд Hyperloop One, разогнав капсулу своей команды, WARR, до 324 километров в час.

А 31 августа публике неожиданно представили капсулу самого Маска, разработку компаний Tesla и SpaceX. Во время теста она установила новый рекорд — 355 километров в час.

Еще одна недавняя сенсация, связанная с возвращением Маска к своей идее, — в июле этого года он сообщил об устном согласовании строительства трассы Hyperloop от Нью-Йорка до Вашингтона.

Судя по всему, проект планируется реализовывать сразу несколькими компаниями миллиардера: The Boring Company, которая строит транспортные туннели, сделает трубы для Hyperloop, а Tesla, SpaceX и SolarCity возьмутся за начинку.

Россия заинтересовалась проектом Hyperloop одной из первых в мире. На ПМЭФ-2016 мэр Москвы Сергей Собянин, сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар и российский инвестор Зиявудин Магомедов договорились о строительстве Hyperloop в Москве и подписали меморандум о сотрудничестве.

Магомедов, к слову, играет особенную роль в популяризации нового транспорта в России: 63-я строчка российского списка Forbes через свой венчурный фонд Caspian VC Partners дважды инвестировал в компанию Hyperloop One. Сообщалось об общей сумме вложений в 90 миллионов долларов. В октябре 2016 года Магомедов вошел в совет директоров Hyperloop One.

Возможно, именно поэтому о контактах с HTT в России ничего не сообщалось.

Магомедов охотно рассказывает о реализации проекта Hyperloop, в том числе на территории России.

В весеннем интервью Forbes он рассуждал о перспективах грузовых перевозок с помощью нового вида транспорта, о возможности замены стали на композитные материалы и существенном удешевлении технологии, а также о перспективе разогнать Hyperloop до 2 тысяч километров в час.

 Отвечая на вопрос RNS, бизнесмен оценил стоимость строительства трассы Hyperloop в 12–15 миллионов долларов на километр в обе стороны. Очевидно, что его очень привлекает идея реализации проекта Hyperloop в России.

Бизнесмен, например, озвучивал перспективу строительства нового «Шелкового пути» с помощью этой технологии — из Китая в Европу через Казахстан и Россию.

Из ближайших перспектив Магомедов говорил о строительстве 65 километров трассы из порта Зарубино (Приморский край) в Хуньчунь (Китай), а также о маршруте Санкт-Петербург — Москва. Продолжительность поездки в Hyperloop по последнему должна составить 36 минут. Также сообщалось, что Hyperloop One начнет строить первые действующие трассы вакуумного поезда в 2021 году. Правда, не исключено, что всегда расторопный и располагающий серьезными ресурсами Илон Маск, который пока не называл подобных сроков, сможет опередить всех остальных.

В июне этого года Hyperloop One представила результаты конкурса маршрутов нового транспорта в Европе. Победители (их девять) — наиболее вероятные направления для строительства трасс компанией. Сейчас маршруты оценивают эксперты. В апреле были названы 11 финалистов того же конкурса для США.

В 2003 году писатель, графический дизайнер и архитектор Марк Овенден в шутку наложил карту лондонского метро на карту мира — 14 лет спустя, смотря на согласующиеся один за другим маршруты Hyperloop, шутка Овендена не кажется такой уж смешной.

Обложка: hyperlooptech.com

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/abroad/282632-giperlup-protiv-sapsana

Илон Маск. Гиперпетля Маска – транспорт будущего

    Гиперпетля Маска — это словосочетание сегодня очень популярно на страницах мировой прессы.  Каждый проект Илона Маска – это новое в восприятии времени и пространства. И когда он в 2012 году высказал свои идеи нового транспорта, это было воспринято как фантастика.

Тогда он еще не привел технических  данных проекта, ограничившись лишь общими идеями и определением, что это будет «пятый вид транспорта».

Даже когда в 2013 году Маск изложил эти инновационные идеи в 58-страничной статье, с подробными выкладками, только люди, хорошо знавшие Маска, поверили, что эта фантастика вскоре может стать реальностью. Впрочем, как и все идеи Маска.

     Из интервью Маска того времени:

     «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам.»

     Сейчас скептиков почти не осталось. Проект «Hyperloop» (именно это название получила гиперпетля Маска) приобрел реальные очертания и полным ходом внедряется в нашу жизнь.

                        Как работает гиперпетля Маска

      «Гиперпетля Маска» по замыслу самого Маска представляет собой замкнутую транспортную сеть из двух стальных параллельных трубопроводов, по которым движутся капсулы с пассажирами или грузами. Трубопроводы размещаются на высоте около 20 метров на опорах, подобно линиям электропередач.

     Внутри трубопроводов передвигаются капсулы из прочных, легких сплавов. Разгоняются капсулы при помощи линейного электродвигателя.

Энергию предполагается получать при помощи солнечных батарей или ветряных источников, и должны с большим запасом обеспечить потребности системы. После разгона капсулы движутся по инерции.

Для того, чтобы уменьшить сопротивление движению, из трубопроводов выкачивается воздух.  Капсулы передвигаются на аэродинамической подушке со скоростью до 1200 км. в час с небольшим интервалом.

     Капсула пропускает воздух через заборники в носовой части и выбрасывает его через сопла на желобах нижней панели, образуя воздушную подушку.

Схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке. Конструкция капсулы, определяющая ее параметры и вместимость, сейчас разрабатывается несколькими группами инженеров на конкурсной основе.

Предполагается два варианта капсул – пассажирская и грузовая.

     Когда проект стал принимать реальные очертания, стало заметно его преемственность с другими проектами Маска. Двигатели, электронную систему управления капсулы могут позаимствовать у «Tesla Motors».

Солнечные источники электроэнергии и ее преобразователи, разработанные фирмой  «SolarCity» уже успешно работают.

Ну а технологии «SpaceX» успешно подойдут для производства высокоскоростного транспорта.

            Гиперпетля Маска — что получат пассажиры? 

      Специалисты, детально изучающие проект, отмечают, что поездка в этом транспорте должна быть весьма комфортной, аналогичной полету в современном авиалайнере. Как обещает Маск, в капсуле будет очень уютно и тихо, не будет никакой турбулентности. Только при разгоне могут возникнуть неприятные ощущения. Аналогично ощущениям при взлете самолета.

    Разработчики  обещают предусмотреть беспрецедентный уровень безопасности пассажиров.

На случай возникновения аварийных ситуаций в капсулах предусмотрены дополнительные компрессора, которые должны обеспечивать подачу  воздуха при аварийной разгерметизации.

Также предусмотрены дополнительные аккумуляторы, заряда которых хватит, на время, которое потребуется, чтобы добраться до ближайшей станции при перебоях с электропитанием.

     Не обходят вниманием разработчики и вопросам сейсмостойкости «Hyperloop», и даже, защите от возможных атак террористов. Хотя, как показывает практика, полностью противостоять этим угрозам не может ни один вид транспорта.

     Заверение Маска:

     ««Hyperloop» не свалится с небес и не сойдет с рельсов».

     Безусловно, сейчас очень рано говорить о стоимости проезда в «Hyperloop». Заявленная сегодня стоимость проезда в 20 долларов может измениться в ту или иную сторону.

Но эта стоимость дешевле, например, стоимости проезда из Сан-Франциско в Лос-Анджелес на автомобиле или самолете.

Кроме того, никакой другой вид транспорта не сможет связать эти города (расстояние 600 км) за 30-35 минут.

                 Состояние  проекта «Hyperloop»  сегодня

     Сегодня проект находится на самой ранней стадии. Предстоит решить еще сотни финансовых, организационных, инженерных и логистических проблем: от чисто технических, до  сейсмозащиты и получения прав на пользование земельными участками. От вопросов финансирования проектирования и строительства, до организации транспортных потоков в мегаполисах.

     Но сегодня решены вопросы привлечения значительных финансов в проект «Hyperloop». Финансируют и частные инвесторы и финансовые группы. А это значит, что бизнес поверил в проект.

     Создана  стартап-компания «Hyperloop Transportation Technologies» (HTT), занимающаяся проектированием и созданием опытного участка «Hyperloop», протяженностью 8 км.. Строительство участка анонсировано уже в этом году.

8-километровый участок дороги позволит тщательно испытать технологию и продемонстрировать ее реальные возможности.

Постройку опытного участка и начать тестовые испытания «Hyperloop» собирались в 2017 году, но по некоторой информации, сроки сдвинули.

     «Hyperloop Transportation Technologies» собрала вместе многих звездных бизнесменов и инженеров из Кремниевой долины. Недаром ее называют «командой мечты». В основном это люди, тесно связаны с Маском совместными проектами. Маск регулярно получает от HTT отчеты. О ходе работ информируют президента США.

      Кроме того, в разработках принимают участие еще несколько компаний и инженерных групп. Сам Маск не участвует непосредственно в управлении HTT. Он не может посвятить и достаточное количество времени проекту, т.к.

основное внимание уделяет управлению тремя своими компаниями – «SpaceX», «Tesla Motors» и «SolarCity». Но он принимает участие в инвестировании проекта и финансирует создание опытного участка трассы.

Кроме того, активное участие в проектировании «Hyperloop» принимают инженеры его фирм.

             Экономические перспективы проекта Маска

     Интересны чисто экономические возможности «Hyperloop» по сравнению с другими транспортными проектами. И очень характерно сравнение с проектом скоростной железнодорожной магистрали между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом.

Этот проект уже разработан, но приостановлен, т.к. сейчас в виде альтернативы появился  «Hyperloop». Стоимость этого проекта около 70 млрд. долларов. Представленный альтернативный проект «Hyperloop» оценивается в 6 млрд. долларов.

С проектом Маска ознакомлены и руководство штата и США.

     Оценка Маска:

     «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды».

Читайте также:  Куда звонить и кого вызывать при дтп в 2018 году, номер гибдд

     По проекту «Hyperloop» 70 челноков смогут курсировать с интервалом до 1 минуты. Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета 20 долларов и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

      Многие считают, что оценочная стоимость в 6 млрд. долларов нереалистична. Возможно «Нyperloop» обойдется даже в несколько раз дороже, чем утверждает Маск. Даже если так, все равно это будет относительно дешево.

      Наиболее перспективно использовать «Нyperloop» между крупными городами, расположенных на расстоянии 1000-1500 км друг от друга. Для более дальних расстояний больше подходит авиация, а для более малых расстояний «Нyperloop» может быть экономически неэффективен.

                    Планы и перспективы проекта Маска

      В ближайшей перспективе Маск планирует охватить новым транспортом всю территорию США. Но для этого необходимо  получить одобрение на строительство «Hyperloop» и от правительства и от местных властей.

      Помимо США проектом «Hyperloop» заинтересовались и в других странах, среди которых Китай, ОАЭ и страны Европы. Руководство HTT считает, что в самом ближайшем времени они смогут начать вести переговоры по таким заказам.

      И  уже сейчас нетрудно представить, к каким революционным изменениям в нашей жизни приведет cоздание «Hyperloop».

Традиционные виды транспорта, каждый в свое время, дарили нам прогресс и улучшали условия нашей жизни.

«Hyperloop», который Маск окрестил «пятым видом транспорта», будет быстрым, дешевым, более безопасным,  всепогодным и экологически чистым.

      Если расстояние между городами будет покрываться за 15-30 минут, просто исчезнут границы между ними. Города превратятся в автобусные остановки или станции метро. А вслед за этим исчезнут многие проблемы в поисках работы, покупке жилья, перенаселенности многих городов.

      О достижении этого  уже в ближайшее время говорят многие факты. Это и команда высококвалифицированных специалистов, работающих над проектом. Это и команда крупных, энергичных бизнесменов, принимающих участие в проекте. Это и поддержка проекта на уровне правительства США и конгрессменов.

      Ну и немаловажный фактор, что технологически в «Hyperloop» нет крупных прорывных решений. Многие  основные компоненты «Hyperloop»  уже успешно эксплуатируются в других проектах.

  И это существенно  ускоряет и удешевляет проект «Hyperloop». В этом гиперпетля Маска выгодно отличается от многочисленных идей транспорта будущего, которые дальше идей не продвигаются десятки лет.

И есть надежда, что гиперпетля Маска будет реализована и человечество получит новый транспорт.

P.S. Российские фонды и бизнесмены инвестируют в «Hyperloop»

     1) Владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов вошел в совет директоров американской компании «HyperloopOne», разрабатывающей проект вакуумного сверхскоростного поезда. Об этом говорится в сообщении группы. Компания «HyperloopOne» — это новое название компании «Hyperloop Transportation Technologies»

   Вместе с Магомедовым, в совет директоров американской компании вошел руководитель терминального оператора «DPWorld» (ОАЭ) Султан Ахмед бин Сулайем. Официальное вступление в должности состоится во время проведения ближайшего заседания совета директоров «HyperloopOne».

    Согласно сообщению, Магомедов вошел в совет директоров американской компании после завершения очередного раунда привлечения инвестиций, объем которых составил $50 млн.

   Для справки. Группа «Сумма» — российский диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. Штаб-квартира компании расположена в Москве. В компаниях группы, которые присутствуют в почти 40 регионах России и за рубежом, занято более 10 тысяч человек.

     «DP World» (Dubai Port World) — один из крупнейших мировых портовых операторов. Компания владеет 60 действующими и 11 строящимися терминалами в 31 странах мира.

    «DP World» находится под управлением крупнейшего мирового инвестора и девелопера компании «Dubai World», принадлежащей правительству ОАЭ.

    2) Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) инвестировал в проект высокоскоростной перевозки «HyperloopOne». Об этом сообщают источники со ссылкой на главу РФПИ Кирилла Дмитриева. Подробности сделки не раскрываются. По словам Дмитриева, речь идет о незначительном объеме инвестиций.

     Для справки. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан в 2011 году с целью осуществления вложений в акционерный капитал преимущественно на территории России совместно с ведущими иностранными финансовыми и стратегическими инвесторами. Управляющая компания Фонда расположена в Москве и является 100% дочерним обществом «Внешэкономбанка».

Источник: https://malbusiness.com/giperpetlya-maska-transport-budushhego/

Идея Маска о ваккумном поезде стала реальностью

Фото: Hyperloop Technologies

Когда миллиардер-избретатель Илон Маск в 2013 г. предложил идею пятого вида транспорта под названием «Гиперпетля» (Hyperloop), многие отнеслись к этому скептически. В этой транспортной системе капсулы на воздушных подушках должны перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч.

Таким образом, расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (около 650 км) можно было бы преодолеть за 35 минут. Технически реализовать ее можно, настаивают представители двух компаний, работающих над этим футуристическим проектом.

Главная проблема заключается в том, чтобы он оказался коммерчески выгодным и не повторил судьбу сверхзвукового авиалайнера Concorde, эксплуатация которого прекратилась в 2003 г., во многом из-за высоких расходов.

Между двумя компаниями — Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop Technologies — теперь напряженная конкуренция.

HTT планирует в течение трех лет построить в Калифорнии трек длиной 8 км, по которому можно было бы перевозить пассажиров, а Hyperloop Technologies сейчас строит тестовый трек к северу от Лас-Вегаса.

«Мы можем построить „Гиперпетлю“ сегодня, только это будет слишком дорого», — говорит Броган Бамброган, сооснователь и технический директор Hyperloop Technologies.

Маск изначально предполагал, что капсулы будут парить при помощи сжимаемого компрессорами воздуха, подобно некоторым столам для аэрохоккея.

В Hyperloop Technologies по-прежнему рассматривают этот метод, но обе компании сейчас склоняются к технологии магнитной левитации, уже используемой для поездов на магнитной подушке (маглевов).

В этом случае для подъема вагонов обычно используются мощные электромагниты, требующие много энергии и иногда дорогие системы охлаждения. В HTT и Hyperloop Technologies утверждают, что могут сократить расходы с помощью постоянных магнитов, требующих значительно меньше энергии.

Но эффективность этой технологии еще не доказана. Так, General Atomics Aeronautical Systems, производитель беспилотников Predator для армии США, построила для маглева трек длиной почти 140 м в Сан-Диего, используя почти 10 000 постоянных магнитов. Но компания приостановила проект несколько лет назад из-за отсуствия клиентов.

Hyperloop может повторить историю маглевов — технически возможной транспортной технологии, которую было сложно реализовать по финансовым причинам. Маглев был впервые успешно продемонстрирован в 1971 г., однако их коммерческое использование началось только в 2004 г. в Шанхае. Строительство пути длиной около 30 км в Шанхае обошлось в $40 млн за 1 км.

При этом ожидается, что путь длиной почти в 290 км в Японии будет стоить примерно $150 млн за один км. По оценкам Маска, строительство Hyperloop между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом обойдется в $6 млрд (или около $7 млн за один км), что в десять с лишним раз дешевле строительства высокоскоростной железной дороги на этом маршруте.

Эксперты и представители Hyperloop Technologies считают оценку Маска низкой. В HTT заявляют, что могут построить трек за $3,1-12,5 млн за 1 км. Маск от комментариев отказался.

Энтузиасты Hyperloop надеются сэкономить благодаря использованию энергии, вырабатываемой при торможении капсул, и солнечных панелей на трубах, а также размещению труб на опорах, а не на самой земле, в отличие от железной дороги.

Появлению поездов, похожих на Hyperloop, уже мешали финансовые и политические реалии. Одна компания в 2009 г.

отказалась от планов создания подземного вакуумного поезда в Швейцарии из-за недостатка финансирования и поддержки властей, говорит работавший над проектом профессор Марсель Юфер из Федеральной политехнической школы Лозанны.

Хоть давление там и должно было быть в 100 раз больше, чем в Hyperloop, но удерживать его на низком уровне на большом пространстве оказалось крайне сложно. «Не буду говорить, что это невозможно, но это будет очень дорого», — отмечает он.

Но швейцарский производитель вакуумных насосов Oerlikon не согласен. Компания намерена продать HTT 40-60 насосов для ее 8-километрового трека в Калифорнии. На эти расходы придется примерно 2% от бюджета проекта размером $173 млн, утверждает Карл Брокмайер из Oerlikon.

Хоть названия и цели HTT и Hyperloop Technologies похожи и даже их штаб-квартиры располагаются всего в 15 км друг от друга, но компании очень разные. Hyperloop Technologies — это классический технологический стартап, имеющий 72 сотрудника и $37 млн венчурного финансирования. Ее основатели — Бамброган и венчурный капиталист Шервин Пишевар, а гендиректор — бывший сопрезидент Cisco Роб Ллойд.

В свою очередь HTT представляет собой глобальное «объединение» 450 инженеров, ученых и других экспертов, которые встретились на краудсорсинговом веб-сайте. Ее гендиректор — предприниматель Дирк Ахлборн из Берлина. Финансируют компанию в основном сами сотрудники, многие из которых продолжают работать в таких местах, как Boeing и NASA.

Совладелец группы ПИК вложил $10 млн в проект «гиперпетли»

Руководители обеих компаний уверены, что первые полномасштабные Hyperloop будут построены за пределами США отчасти потому, что для этого нужна правительственная поддержка.

По словам Ллойда, проект удовлетворяет нужды правительств в строительстве высокоскоростных железных дорог между Ливерпулем и Ньюкаслом в Великобритании и Сингапуром и столицей Малайзии Куала-Лумпуром.

По прогнозам Ахлборна, первые системы появятся в Азии или на Ближнем Востоке, где потребность в них выше, а бюрократии — меньше. «Зачастую решения там принимает один человек. Если он захочет, это будет построено», — утверждает Ахлборн.

Обе компании рассказали, что провели предварительные переговоры с правительствами более чем десяти стран, включая Китай, Индию и Великобританию, о строительстве Hyperloop к 2020 г.

Источник: https://news.rambler.ru/science/32548061-ideya-maska-o-vakkumnom-poezde-stala-realnostyu/

Hyperloop One испытала двигатель вакуумного поезда Илона Маска

Компания Hyperloop One 12 мая сообщила об успешном испытании разгонной системы для вакуумного поезда будущего, придуманного Илоном Маском . /epochtimes.ru/

Тестирование состоялось 11 мая на полигоне компании возле города Северный Лас-Вегас в американском штате Невада. Ролик успешного испытания Hyperloop One опубликовала в YouTube.

«С 2013 года мы усердно работали, продвигая Hyperloop (переводится как «гиперпетля») к реальности. Сегодня мы имели удовольствие поделиться нашим прогрессом с миром в нашем первом живом испытании двигателя под открытым небом», — сообщила компания в Фейсбуке 12 мая.

Проект вакуумного поезда

Использовать транспортную систему из труб с вакуумом в 2013 году предложил Илон Маск.

Идея в том, чтобы капсулы с пассажирами или грузом двигались в сильно разрежённой среде, в которой почти нет сопротивления воздуха. Скорость поезда Hyperloop должна достигать 1200 км/ч.

Поезд будет лететь в трубе, опираясь на воздух с помощью направляющих лопастей. Такая система значительно дешевле транспорта на магнитной подушке.

Трассы могут строиться над землёй и оснащаться солнечными батареями, а также располагаться под землёй или под водой. Согласно концепции Илона Маска, такая система в несколько раз безопаснее и дешевле, чем авиаперелёты. Например, поездка на расстояние в 600 км, например из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, обойдётся всего в $20. Кроме того, такой транспорт является экологически чистым.

Реализацией концепции вакуумного поезда занялись две компании — Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies. Каждая из них разрабатывает свои технологические решения.

Разгонный двигатель Hyperloop One

Это, скорее, разгонная система, а не двигатель в привычном смысле. По замыслу разработчиков Hyperloop One, разгонные двигатели будут встроены в саму трассу через несколько десятков километров. Они будут «подхватывать» и разгонять до скорости звука поезд, который по инерции «пролетит» в трубе до следующего ускорителя.

Главная цель первого испытания заключалась в том, чтобы проверить «вживую» работоспособность такой системы. Для этого был построен монорельс в который вмонтировали линейный электродвигатель. У этого электродвигателя статором является сам рельс, а ротором — испытательная тележка. Тест подтвердил реальность проекта. Тележка разогналась до 186 км/ч за 1,9 сек.

Следующей целью Hyperloop One является возведение реальной трассы из вакуумной трубы длиной 3 км. Компания намерена провести испытания полноценной трассы к концу 2016 года.

Источник: https://www.epochtimes.ru/hyperloop-one-ispytala-dvigatel-vakuumnogo-poezda-ilona-maska-99021869/

Ссылка на основную публикацию