Военный броневик теперь может купить каждый

10 военных машин, которые можно свободно купить в России

Когда военная техника снимается с вооружения, она довольно часто поступает в свободную продажу — естественно, демилитаризованная, в виде гражданских автомобилей или вездеходов.

Продаются они как на обычных авторынках или автосайтах, так и на специальных ресурсах, «заточенных» под торговлю танками и БРДМ.

Мы решили посмотреть, какие конверсионные броневики можно свободно купить в наших широтах.

Основные ресурсы по продаже конверсионных машин — это сайт «», а также компании «» и «». Есть ещё ряд конверсионных фирм, так что если хотите броневик — вот он, перед вами. Только стоит недёшево.

БРДМ-2 (1963−1989). Второе поколение бронированной разведывательно-дозорной машины — самая популярная конверсионная модель.

В первую очередь это связано с тем, что она относительно лёгкая и компактная (длина кузова — 5750 мм), легко конвертируется в гражданскую, и выпущено их было довольно много — более 9400 штук. Плюс БРДМ-2 — это амфибия, то есть машина универсальная.

Конверсий множество, в том числе выполненные по классу люкс. На снимке — крутейшая конверсия от «Перспективы», БРДМ-2 «Примула».

А это интерьер другой версии, БРДМ-2 «Кириши». Вообще, мы сделаем подборку самых крутых конверсий БРДМ-2 в отдельной подборке. Стоят БРДМ-2 в среднем от 750 000 до 2 000 000 рублей, но люксовые версии в принципе не имеют верхней ценовой границы.

БРДМ-1 (1957−1966). Тоже довольно распространённая машина, но, конечно, в силу давности производства проигрывающая второму поколению.

Построено БРДМ-1 было около 10 000 экземпляров, по своим внешним параметрам после конверсии и тюнинга она практически идентична БРДМ-2. Серьёзному тюнингу БРДМ-1 чаще всего не подвергается и продаётся в базовом, но обновлённом конверсионном виде.

Стоимость при этом начинается с 980 000, поскольку сама по себе машина более редкая. На снимке машина с сайта «Ассоциации вездеходной техники».

БТР-80 (производится с 1984 года). Это очень серьёзная техника — знаменитый бронетранспортёр, удачная модель с «камазовским» двигателем, стоящая на вооружении 26 государств и производящаяся по сей день.

БРТ-80 огромный (длина корпуса — 7650 мм), тяжёлый (13,6 тонн) и в принципе с трудом подходит для передвижения по дорогам общего пользования. Стоимость конверсионной версии тоже немалая — начинается в среднем от 2750 000 рублей, но хорошая тюнингованная версия дешевле 7 500 000 не обойдётся.

Для вождения нужны права тракториста-машиниста категории АIV (А4). На снимке — версия с кунгом от «Ассоциации вездеходной техники».

БТР-152 (1947−1962). Пожалуй, самый редкий из колёсных броневиков на конверсии. Произведено их более 12 000 машин, но очень давно, и почти все ликвидированы и разрезаны на металл.

Бронетранспортёр на базе ЗИС-151 имеет длину 6830 мм, весит 8,7 тонн, стоит от 1 500 000 рублей. В продаже встречается чаще всего без тюнинга.

На снимке — отреставрированная (как раз без тюнинга) версия от «Гиртек».

БТР-70 (производится с 1972 года). Самый известный «афганский» бронетранспортёр. Несмотря на появление более совершенной версии БТР-80, производится и эксплуатируется до сих пор. Объёмная, тяжёлая и прожорливая машина массой 11,5 тонн, продаётся в принципе свободно, стоит примерно от 1 500 000 рублей. На снимке гражданская версия от «Ассоциации вездеходной техники».

БТР-60 (1960−1987). Классический советский бронетранспортёр, наследник БТР-152 и первый 8-колёсный. Именно эта машина задала компоновку, по которой впоследствии были сделаны БТР-70 и БТР-80.

Но он был значительно легче — всего 9,9 тонны при схожей (7650 мм) длине кузова. Стоит от 1 500 000 рублей, обычно не в тюнинге, а просто в отреставрированной конверсионной версии.

Снимок с сайта «Ассоциация вездеходной техники».

Т-70 (1941−1943). Если кому-то не хватает колёсной техники, то можно купить танк. Например, классический Т-70 времён II Мировой.

По дорогам не поездишь, зато можно поставить во дворе дома в качестве музейного экспоната или погонять по бездорожью на даче.

Надо сказать, что большая часть танков продаётся не на ходу, под «памятники», но Т-70 встречается во вполне ходовой демилитаризованной версии. Стоит от 5 000 000 рублей. На снимке — модель от компании «Перспектива».

МТ-ЛБ (производится с 1964 года). Классический многоцелевой военный тягач покупают в качестве внедорожного грузовика или трактора.

В конце концов, серьёзной конверсии он не требует, поскольку в базовом варианте ничего, кроме одного 7,62-миллиметрового пулемёта, не имеет. Выпущено более 10 000 экземпляров.

Как ни странно, эту машину можно купить как конверсионную «подержанную», так и совершенно новую, выпуска 2016 года, прямо с конвейера. Подержанная стоит примерно от 1 100 000 рублей, новая — от 3 000 000. На снимке версия от «Гиртек».

ПТС-2 (производится с 1974 года). Если вам нужен транспортёр с опцией амфибии, то вот вам плавающий транспортёр средний, второе поколение. Стоит подороже МТ-ЛБ, от 2 700 000, зато по проходимости не имеет никаких ограничений. Кроме асфальтированных дорог — их 24,2-тонная туша просто разрушает. Снимок с сайта «Гиртек».

БТР-Д (производится с 1974 года). Советский авиадесантный бронетранспортёр, лёгкий (8 тонн), компактный (размерами с БРДМ) и плавающий. Можно купить как подержанный, так и новый. На снимке — тюнингованная версия от компании «Перспектива».

Источник: https://www.PopMech.ru/weapon/289452-10-voennykh-mashin-kotorye-mozhno-svobodno-kupit-v-rossii/

Военная техника, которую можно купить легально

Танк Т-72 «Урал»

Т-72 – это основной боевой танк СССР. Модель выпускалась с 1973 по 2005 годы, всего было выпущено около 30 000 экземпляров, что позволяет считать его самым массовым боевым танком второго поколения.

Эта массовость привела к тому, что сегодня многие танки попадают в руки к частным лицам, которые любезно предлагают всем желающим приобрести Т-72. Стоимость одного сильно подержанного экземпляра в среднем составляет 1 500 000 рублей.

К слову о полезности такого приобретения: ездить на танке по обычным дорогам вы точно не сможете. И дело даже не в орудиях (для легальной продажи продавцу придётся избавиться от боевых компонентов), а в том, что машинам на гусеничном ходу запрещено двигаться по дорогам общего пользования.

Ещё одно но, которое стоит иметь в виду при покупке танка – это высокий расход горючего. Т-72 потребляет от 300 до 450 литров дизельного топлива на 100 км пути по сухой грунтовой дороге.

БМП-1

Не готовы к настоящему танку? Не проблема: вторичный рынок военной техники на этом не заканчивается. Как на счет БМП? Боевая машины пехоты первой модели выпускалась с 1966 по 1988 годы и сегодня всё ещё состоит на вооружении многих стран.

Как и в случае с танками, ездить на БМП по дорогам общего пользования не получится – не позволят гусеничные траки.

Поэтому продавцы предлагают использовать демилитаризованные БМП только за городом, например, на ферме, или на рыбалке – тем более, что боевые машины пехоты умеют плавать со скоростью 7 километров в час. В России подержанные БМП-1 продаются по цене около 1 800 000 рублей.

БТР-80

Бронетранспортёр БТР-80 начали производить в 1984 году и выпускают до сих пор.

БТР-80 имеет восьмиколёсный полный привод и оснащён 260-сильным двигателем КамАЗ 7403, который позволяет развивать 80 километров в час на асфальтированной дороге (впрочем, на учёт БТР всё равно не поставить), скорость на воде составляет 9 километров в час.

БТР-80 с ходу способен преодолевать окопы, траншеи и водные преграды, так что для выезда на бездорожье – самое оно.

О безопасности можно не беспокоиться: в БТР применяются устройства, предназначенные для защиты пассажиров от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и биологического оружия, а также для защиты от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивно заражённой местности. Цена одного экземпляра БТР-80 составляет от 1 930 000 рублей.

БРДМ-2

Вариант покупки БРДМ-2 мы рассматривали, когда выясняли, за сколько в России можно купить настоящий вездеход. Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина второй марки имеет хорошую репутацию за высокую проходимость и относительно лёгкий вес.

Машины с консервации сегодня распродают по цене от 795 500 рублей без учёта установки дополнительного оборудования.

А длина списка дополнительного оборудования зависит только от желания заказчика: БРДМ можно оснастить кожаным салоном, кондиционером, камерами заднего вида, поставить новые обвесы зеркала и светотехнику. 

Источник: http://5koleso.ru/articles/obzory/voennaya-tehnika-kotoruyu-mozhno-kupit-legalno

«Волки», «Рыси» и «Тигры»: какие машины используют российские военные

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов.

В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.

Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц.

В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели, пишет ТАСС.

По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования.

В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы. 

Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.

Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.

Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.

В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.

Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.

Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов.

На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.

Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

«Тайфун-У» бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму — стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если «Урал» наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.
Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.

Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.

16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.
Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.

Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.
Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6.

В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.Вместимость — 10 членов экипажа.

Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).

Читайте также:  Как восстановить документы на машину после утилизации в 2018 году

Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.

Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.
На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».

Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».

Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.

Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр».

Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.

Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.

Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.

Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.

Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур.

Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».

Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях.

Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя.

Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.

«Тигр» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью.

Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе.

«Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.

На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.

В 2016 году стало известно, что на базе «Тигра» ведется разработка новой машины. «Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится.

Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен», — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.

Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.

Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.
На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя».

Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.

Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы.

Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.
Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства.

Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.

Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.

На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.

Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины — 1 т.

Источник: https://defence.ru/article/26153/

Не тот броневик

Сергей Глезеров

Броневик «Враг капитала», один из главных свидетелей российской революции, много лет стоял у входа в Музей Ленина в Мраморном дворце, а теперь экспонируется в Военно-историческом музее артиллерии.

Как известно, именно с этой бронемашины выступал Ленин на площади у Финляндского вокзала 3 апреля 1917 года, вернувшись из эмиграции. По крайней мере так принято считать. У специалистов, занимающихся военной техникой, по этому поводу есть весьма серьезные сомнения.

Наш сегодняшний собеседник — независимый исследователь Василий БОЧАРОВ.

Репродукция. Фото АВТОРА

— Василий Олегович, какие вы можете привести аргументы, что этот броневик не тот?

— Начнем с самого главного: подобная модель с диагональным расположением башен, выполненная на шасси британской фирмы «Остин» и одетая в броню по проекту Путиловского завода, выпускалась только в 1918 — 1920 годах, то есть в апреле 1917 года Ленин с такого броневика выступать никак не мог.

Один из самых знающих исследователей автомобильной военной техники начала ХХ века сотрудник московского Центрального музея вооруженных сил Максим Коломиец проследил все контракты на «Остины», которые заключались с английскими партнерами с конца 1914 года. По его информации, фирма получила три заказа на броневики с двумя рядом расположенными башнями. Первый — на 48 машин, второй и третий — на 60. Все они были выполнены.

Кроме того, последним контрактом оговаривалась поставка 60 шасси без бронекорпусов, которые спроектировал Путиловский завод. Он же начал выполнять заказ, но за 1917 год не сделал ни одной машины, а в 1918 году — всего пять. Поэтому заказ передали Ижорскому заводу. Выпущенные там в 1919 году броневики были с двумя диагональными башнями — как раз такими, как у легендарного «Врага капитала».

В актах приемки в числе выпущенных машин значится в том числе и броневик # 327/683. Этот же номер был указан в 1940 году в музейном паспорте «ленинского» броневика. Цифры 327 можно увидеть на ключевых механизмах шасси и сейчас. Максим Коломиец встречал упоминание броневика 327/683 в актах с 1919-го по 1923 год.

— Но ведь известно, что поиском того самого броневика, ленинского, больше десяти лет занималась специально созданная группа… Ошибка? Или того хуже — подлог?

— По свидетельству инициатора поисков Федора Быкова, который в 1917 году командовал авто-пулеметно-мотоциклетным бронеотрядом при исполкоме Петросовета и участвовал во встрече Ленина, было осмотрено более тридцати машин марки «Остин», пока в начале 1939 года не добрались до этой. Броневик, подходивший под описание, обнаружили в лагерях Осоавиахима в Сосновке в окрестностях Ленинграда.

Однако все дальнейшие утверждения участников поиска, что найденная машина та самая, базируются только на личных воспоминаниях и недокументированных свидетельствах.

Эти материалы хранятся в архиве Музея артиллерии. Сохранилась стенограмма обсуждения подлинности броневика, происходившего в Музее Ленина в январе 1940 года.

Там очень много общих рассуждений, но, увы, ни одной отсылки к техническим или учетным документам.

Одним из главных признаков ленинского броневика считалось заднее рулевое управление, выполненное кустарным способом. Однако, если заглянуть под днище музейной машины, можно увидеть, что заднее рулевое выполнено явно в заводских условиях, весьма капитально и конструктивно логично — специальный вал, передаточные шестерни. Видно, что ничего кустарного там нет…

В то же время если внимательно почитать издания о ленинском броневике, выпущенные в советское время, то там упоминается, что это был именно «Остин», с двумя башнями, поставленный в 1915 году по второму контракту. Почти все соответствует известным фактам о тех «Остинах», что прибыли в Россию.

На многих из них действительно кустарно монтировали заднее рулевое управление. А еще есть рапорт от 6 апреля 1917 года о том, что в Петрограде в запасном бронедивизионе на тот момент имелось шесть неких броневиков и один «Остин» с задним рулевым. Это, видимо, и есть тот самый ленинский броневик.

— Допустим. Но как быть с воспоминаниями о том, что при реставрации броневика в 1940 году из-под нескольких слоев краски проступила надпись «Враг капитала». Как утверждается, она появилась на нем в октябре 1917 года… Что скажете?

— Надпись вызывала некоторое недоумение сотрудников Музея Ленина с самого начала — она же выполнена в новой орфографии, без твердого знака на конце. А «лишние буквы», как известно, отменили только в начале 1918 года…

Уже упомянутый мною Максим Коломиец выяснил в Российском государственном военном архиве в Москве, что машина, получившая имя «Враг капитала», была произведена на Ижорском заводе в июне 1919 года.

Согласно документам, оттуда она сразу поступила в автобронеотряд Комитета обороны Петрограда, затем в 28-й автобронеотряд, в составе которого в августе отбыла на фронт.

Но в боях не участвовала — по халатности командира отряда бронеавтомобиль был поврежден и отправлен на ремонт обратно в Петроград.

После восстановления в феврале 1920 года «Враг капитала» поступил в 1-й автоброневой отряд, в составе которого участвовал в советско-польской войне. После 1923 года следы броневика теряются, но к концу 1930-х годов он оказывается в лагере Осоавиахима в Сосновке…

Читайте также:  "нива" с салоном s-класса

Есть и еще одна деталь: занимаясь поисками броневика, Быков встречался с Николаем Подвойским, который в апреле 1917 года организовывал встречу Ленина, и тот утверждал, что на базе в Сосновке в конце 1920-х годов было два броневика. Один из них по ветхости списали и сдали в металлолом. Возможно, тот самый, ленинский?

На мой взгляд, дело было так: когда в 1927 году родилась идея найти ленинский броневик, искали действительно подлинный.

Но к концу 1920-х почти все старые броневики сдали на слом, и задача, поддержанная уже официально, Музеем Ленина, трансформировалась в несколько иную: найти какой-то подходящий. И такой в итоге обнаружили.

Тоже «Остин», две башни, два руля. И предыдущие свои рассуждения о ленинском броневике поисковики подкорректировали под найденный.

Лично для меня нет никакого сомнения, что тот «Враг капитала», который ныне находится в Музее артиллерии, был произведен в 1919 году. И как бы то ни было, благодаря этой преднамеренной ошибке история сохранила для нас ценнейший памятник российской военно-технической мысли.

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/ne_tot_bronevik/

В магазин на бтр: владельцы «домашних» броневиков раскрыли свои секреты — мк

«Заправщик присел и голову руками закрыл — думал, все, стреляем»

19.04.2016 в 14:12, просмотров: 22948

Прошлой осенью столичные полицейские проводили проверку ломбарда на Никольской улице — и, к своему удивлению, обнаружили там бронетранспортер. Кто додумался сдать туда военную технику в погоне за длинным рублем — загадка. А совсем недавно — в начале весны — москвичей удивил БТР, ехавший среди обычных машин по бульвару Рокоссовского. Мы выяснили, зачем частники покупают бронетехнику.

Итак, секрет описанных инцидентов прост: в Москве есть немало простых людей, не имеющих отношения к армии, но владеющих военной техникой, на которой они спокойно могут отправиться хоть на рынок за картошкой. С какими же сложностями сталкиваются владельцы таких машин в Москве? И как они их приобретают?

Итак, секрет описанных инцидентов прост: в Москве есть немало простых людей, не имеющих отношения к армии, но владеющих военной техникой, на которой они спокойно могут отправиться хоть на рынок за картошкой. С какими же сложностями сталкиваются владельцы таких машин в Москве? И как они их приобретают?

Неподалеку от метро «Юго-Западная» стоит ничем не примечательный крытый гараж, в котором припаркованы десятки машин.

Одно из парковочных мест занимает «нечто», накрытое брезентом, — то ли грузовик, то ли исполинских размеров внедорожник.

Но местных водителей не проведешь: они хорошо знают, что рядом с их хэтчбеками и седанами спрятан… настоящий БТР-40, легкий советский бронетранспортер родом из 50-х годов прошлого века.

— Моя машина редкая, — говорит владелец БТР-40, москвич Алексей Морозов. — О ее покупке я мечтал долгие годы — и, как только появилась возможность, свою мечту воплотил в жизнь, купил бронетранспортер и своими силами восстановил его фактически из одного ржавого кузова.

«Броневик» Морозова — не пустой макет: владелец грозной машины может в любой момент сесть в него и отправиться по своим делам. Например, в магазин, как герой известной миниатюры Михаила Жванецкого.

По закону он имеет на это полное право: по столичным дорогам может ездить техника шириной не больше 2,5 метра, и БТР-40 попадает в эти габариты.

Старшие «братья» бронетранспортера — БТРы 60-х, 70-х, 80-х и 90-х — уже существенно шире: по правилам в городе они могут перемещаться только по заранее согласованным маршрутам с машинами сопровождения, и свободно на них уже не поездишь. То же самое, кстати, относится и к танкам, которые ко всему прочему еще и портят асфальт.

— Таких, как я, по всему столичному региону всего 30–40 человек, — говорит Морозов, — большая часть состоит в бронетанковом отделении специального клуба «ГАЗ-69». У всех «габаритная» техника: либо бронетранспортеры, как у меня, либо бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ) 1-й и 2-й серий.

С точки зрения закона боевой транспорт в частных руках приравнивается к тракторам — и на нас накладываются все «тракторные» ограничения. Проще говоря, нам нельзя ездить по автомагистралям и тем местам города, где установлены знаки «Автомагистраль» или «Движение тракторов запрещено».

Поэтому путь на МКАД нам закрыт.

Внутри «броневика» Морозова тесновато — чтобы залезть в боковой люк машины, приходится нагибаться и проявлять чудеса ловкости; при этом обзор из кабины БТР напоминает обзор из грузовика.

Это не удивительно — управляться с БТР-40 водителю по правилам должен помогать командир экипажа. Однако хозяин машины утверждает: приноровиться можно.

Тем более что другие водители к бронетранспортеру стараются не прижиматься — грозная техника поневоле внушает им уважение.

Полцарства за старый броневик

Захотел купить военную технику? Держи карман шире! Стоимость самого дешевого (а значит, и популярного) «броневика» — БРДМ-2 — более полумиллиона рублей. Причем за такую цену его неизбежно придется доводить до ума, что тоже потребует немалых затрат. Машины покруче — к примеру, относительно новый БТР-80 — могут стоить до 10 миллионов рублей.

Правда, особого смысла покупать его нет: из-за больших габаритов передвигаться на нем по дорогам общего пользования просто не получится. Но куда обращаться, если деньги все же есть? Напрямую в Минобороны танк или БТР вам не продадут — вначале военные разыгрывают аукционы и передают технику компаниям-посредникам, юридическим лицам.

Перед этим все машины проходят процедуру демилитаризации: с них снимают все вооружение.

Так что если есть желание купить военную технику — нужно обращаться либо к компаниям-посредникам, либо к физическим лицам, уже владеющим всевозможными «броневиками».

Первый вариант неминуемо обернется переплатами — поэтому куда проще поискать предложения о продаже на сайтах бесплатных объявлений (их там неожиданно полно). Бывалые владельцы боевых машин утверждают: не стоит брать технику с конструктивными изменениями.

Многие норовят впихнуть в «броневики» кондиционеры, кожаные диваны или вырезать там окна — а продать такие машины, потерявшие армейский колорит, потом очень сложно.

Поскольку формально «гражданская» бронетехника приравнена к тракторам и права на нее нужны, как на трактор, — их получают в Гостехнадзоре (в Москве это ведомство — часть Объединения административно-технических инспекций, ОАТИ). Впрочем, купить БТР или танк можно и без них, только ездить на нем не получится.

В целом схема покупки «броневика» схожа с автомобильной — сначала продавец снимает ее с учета в Гостехнадзоре, потом заключается договор купли-продажи. При этом у машины обязательно нужно сверить номера кузова, рамы и шасси с теми, что прописаны в паспорте самоходной машины (ПСМ).

Дальше дело за покупателем: ему предстоит отправиться в Гостехнадзор, поставить там машину на учет и оформить на нее страховку (которая, к слову, дешевле автомобильной).

Казалось бы, все просто: но боевая машина — это далеко не гражданский автомобиль. К примеру, в ней запросто могут отсутствовать боковые зеркала или поворотники — и ставить их счастливому обладателю «броневика» придется самостоятельно: без этого в Гостехнадзоре машину просто не оформят.

«Корабль» на колесах

Военная техника — настоящий удар по семейному бюджету. Мало того что сама по себе машина стоит немало — так еще и ее обслуживание требует огромных денег. Пример тому — бензин.

Двигатель наиболее распространенного из «броневиков», БРДМ-2, изначально предназначен для работы на низкооктановом бензине, который сегодня запрещен из соображений экологии. Владельцы военных машин дорабатывают его — и переводят на 92-й бензин.

У БРДМ-2 2 бака по 140 литров каждый; нетрудно посчитать, что ее полная заправка 92-м бензином обойдется «всего»… в 10 тысяч рублей! При этом расход топлива у тяжелой (весом от 5,5 до 7,5 тонны в зависимости от комплектации) БРДМ-2 огромный: 30 литров на 100 км пробега.

— Зато с мойкой машины проблем нет, — говорит Алексей Морозов, заводя свой БТР-40 (я сижу рядом на командирском сиденье), — по габаритам моя машина как грузовик, и на обычную автомойку ее пускают спокойно.

Охранник открывает двери гаража — и наш «броневик» отправляется в путешествие по московским улицам. В салоне на удивление тихо: мощная броня БТР-40 поглощает звук — и ощущение такое, как будто едешь в обычном грузовике.

Бронетранспортер едет по асфальту ровно и мягко — «плывет», как дорожный корабль. Правда, вскоре в салоне становится жарко: в машине послевоенных лет кондиционера, само собой, нет и в помине — зато есть печка.

Зимой внутри БТР-40 тепло и комфортно, но летом он превращается в «баню» на колесах.

— Время жизни военной техники в бою — не больше 15 минут, — объясняет водитель, — поэтому о комфорте для экипажа конструкторы никогда особо не заботились. Она вообще не предназначена для повседневных разъездов — поэтому на свою машину я никогда не жаловался, да и выезжаю на ней только в выходные. Так, что-то мы с вами разогнались…

Морозов сбавляет скорость — судя по спидометру, она уже перевалила за 60 км/ч. Причем по ощущениям наш дорожный «корабль» ехал не больше 40 км/ч.

Это особенность всех «броневиков»: по трассам они передвигаются легко и незаметно — конструктивно машины могут разгоняться до 100 км/ч. Но высокие скорости — не стихия боевых машин: остановить ее на большой скорости крайне сложно.

Поэтому «капитан» БТР-40 старается держать с другими машинами внушительную дистанцию в 10–15 метров и входит в развороты по увеличенным радиусам.

— Водители поумнее держат дистанцию и близко ко мне не подъезжают, — говорит Морозов, — но есть те, кто при виде моего «броневика» впадает в эйфорию, начинают что-то кричать, снимать, а порой даже обгоняют и пытаются затормозить бронетранспортер, что очень опасно. Но ДТП, к счастью, у меня еще ни разу не было.

— Водитель БТР, прижмитесь к обочине и остановитесь! — раздается сзади гул мегафона. Не прошло и 10 минут после выезда, как нами заинтересовались сотрудники ДПС.

Бронированный «сюрприз» для гаишников

— Предъявите ваши документы! — командует сотрудник ДПС, когда Алексей Морозов открывает люк. Владелец «броневика» спокойно протягивает стражу порядка бумаги — и тот мельком проглядывает их. Сразу видно: дорожному полицейскому куда интереснее сама машина, чем ее проверка.

— Ну что, как машина-то? Рвет? — интересуется инспектор.

— Еще как! — с улыбкой отвечает Алексей.

Вообще-то в столичном ГИБДД всех владельцев военной техники знают чуть ли не поименно — уж слишком редки подобные машины на городских улицах. Придраться к их хозяевам дорожным полицейским сложно: все «броневики» — в надежных руках, технически исправны и поддерживаются в идеальном состоянии.

Их водители ведут себя на дороге крайне аккуратно и никогда не нарушают ПДД — что неудивительно: выезд на «встречку» БТР обернется серьезной аварией, ведь масса машины очень велика.

Но инспекторам ДПС все равно нравится останавливать столь экзотические для Москвы «агрегаты» — скорее не для проверки, а из простого любопытства.

— Меня пару недель назад за 20 минут езды на своей БРДМ (бронированной разведывательно-дозорной машине) сотрудники ДПС три раза останавливали, — рассказывает 31-летний москвич Михаил Букарь, встречая нас у гаража (как и Алексей Морозов, он — член клуба «ГАЗ-69» и владелец собственного «броневика»).

Документы при этом ни разу не проверили — им просто интересно было. Да и что меня проверять? На моей машине номер стоит, при первом нарушении я сразу же попаду в объективы дорожных камер — но такого еще ни разу не было.

Хотя стражи порядка мной все равно интересуются: в деревне, где я держу свою машину, и полицию бдительные граждане вызывали, и гаишники меня проверять приезжали, хотя их там отродясь никто не видел…

О собственном «броневике» Букарь мечтал с детства: недалеко от его дачи под Ногинском располагался завод «Вторчермет», куда свозили на утилизацию военную технику. Еще подростком вместе с друзьями он лазал там — и смотрел на лежащие друг на друге штабелями и дожидающиеся уничтожения машины.

Именно тогда у него и возникло желание спасти хотя бы одну из них — и получить собственную военную машину. Прошли годы — и мечта сбылась: правда, чтобы приобрести военный «агрегат», Букарю вместе с женой пришлось перейти чуть ли не на хлеб и воду…

Читайте также:  Как обжаловать штраф гибдд в 2018 году: порядок обжалования

Кстати, именно супруга Михаила и сподвигла его к покупке: мол, мечтаешь все время — так купи уже!

— Когда я наконец купил свою БРДМ, то был безумно счастлив, — вспоминает владелец машины, — на нее поставил макет крупнокалиберного пулемета Владимирова (КПВТ). У моей машины, когда я глушу мотор, глушители «отстреливают» — и этот звук похож на выстрелы.

Как-то с другом заехали на заправку — а он в башне сидел и развернул ее вместе с макетом пулемета в сторону павильона. Я заглушил двигатель, и глушители «отстрелялись» — а навстречу из стеклянных дверей как раз заправщик выходил.

Так он присел и голову руками закрыл — думал, все, стреляем.

Впрочем, еще один владелец боевой машины, пожелавший остаться неизвестным, рассказал не менее забавную историю:

— В один из первых же дней после покупки БТР я решил поехать на нем в деревенский магазин. А там у нас культовое место сбора, где молодежь все время собирается. И когда я подъехал — все бросились наутек через заднюю дверь магазина: видно, решили, что война началась. (Смеется.)

Купить — и утопить

Бронетранспортер — это, по сути, бронированный грузовик с пушкой. Его главная цель — возить пехоту, и устроен он довольно просто. Однако самая популярная в столичном регионе военная техника, находящаяся в частных руках, — это бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ).

На фоне БТР это — настоящие космические корабли с кучей сложнейшего оборудования: дополнительными выдвижными колесами для преодоления рвов и траншей, водометами для передвижения в воде, приборами ночного видения, а также инфракрасными фарами и прожекторами. Даже камеры БРДМ особенные: они не сдуваются, получив до семи дырок от пуль.

Купить такую сложную машину, как выяснилось, не проблема — но как научиться с ней управляться?

— По специальности я — инженер многоцелевых колесных и гусеничных амфибийных машин, окончил МАДИ, — рассказывает 29-летний Евгений Гайн, владелец БРДМ-2. — Чтобы освоить свою машину, мне потребовалось много времени.

С одной стороны, военная техника рассчитана на солдат-срочников, на то, что они смогут ее чинить. С другой — без инструкций тут не разберешься.

К счастью, их можно найти: в Самаре есть специальный архив, где, оплатив госпошлину, можно официально получить всю интересующую техническую информацию по военным машинам. Не по всем, конечно, — но на мою БРДМ-2, к счастью, она была в открытом доступе.

Правда, Гайн не сразу изучил все инструкции — а соблазн испытать свою дозорную машину в деле у молодого человека был очень велик. Еще бы! Мало того что БРДМ-2 спокойно может ездить по снегу толщиной в полметра, так она еще и амфибия, способная плавать в воде.

Поэтому пуститься в плавание машине Гайна было, что называется, на роду написано.

Нетерпеливый водитель загнал свой «броневик» в неглубокий водоем неподалеку от дачи — и тут машина Евгения начала быстро набирать воду в корпус! Оказалось, что у БРДМ-2 одна из резиновых прокладок от времени износилась и порвалась, отчего в трюме машины образовалась течь.

Вообще на этот случай у дозорной машины есть электрический трюмный насос с механической помпой — с одной течью он бы справился. Вот только Евгений ко всему прочему забыл закрыть перед погружением специальные клапаны — кингстоны, и перед потоком воды, бьющим через них, мощный насос БРДМ оказался бессилен.

— Я утопил свою машину вечером, а достал утром, — вспоминает Гайн, — вначале пригнали трактор — он не справился. Потом ему в помощь приехал джип. Только после этого БРДМ-2 из воды удалось вытащить — и я сразу начал в полевых условиях сливать из нее воду и менять технические жидкости. Только после этого машина завелась — и смогла добраться до гаража.

В поисках военных запчастей

Не секрет, что военная техника куда надежнее гражданской, но даже она порой выходит из строя. Понятно, что в обычный автосервис «броневик» не загонишь — тут нужен совсем другой подход. И если инструкции еще можно изучить, обладая навыками ремонта обычной машины, то где взять запчасти к БТР или БРДМ?

— С этой проблемой владельцы военной техники сталкиваются практически сразу же после покупки, — говорит Алексей Морозов, — дело тут вот в чем: военные передают компаниям-посредникам технику с консервации, которая могла находиться на открытых площадках хранения 25–30 лет.

И в таком же «консервированном» виде она потом поступает и обычным покупателям — физическим лицам. Сразу завести такую машину — значит, «посадить» ее двигатель: сначала к пуску ее нужно подготовить — заменить смазку, сальники, резиновые прокладки и уплотнители…

Одним словом, провести ее техническое обслуживание.

На словах все выглядит просто — но на деле куда сложнее: для такого «косметического» ремонта огромную машину нужно практически полностью разобрать, а потом собрать обратно. Даже владея серьезными инженерными навыками, сделать это весьма непросто.

Что до деталей на замену — часть из них подходит от гражданской техники, к примеру, грузовиков «ГАЗ-66» или «ГАЗ-63». Но есть и такие элементы, с которыми возникают сложности: к примеру, некоторые детали вообще изначально были спроектированы как авиационные.

И где такие возьмешь?

— Иногда мы берем конструкторскую документацию из архивов и изготавливаем по ней детали под заказ на разных предприятиях, — говорит Алексей Морозов. — А еще есть такая организация — «Московский внедорожный клуб», которая занимается обслуживанием самой разной техники. Специалисты клуба могут модернизировать даже военные машины — и мы к ним нередко обращаемся.

На прощание я снова спросил у владельцев «броневиков» — зачем им все это? Мечта — это прекрасно, но ведь такая техника — это еще и время, деньги, силы… Неужели оно того стоит?

Я участвовал в параде в честь 75-летия Победы в подмосковном Пушкино, — говорит Евгений Гайн, — я ехал за рулем БРДМ-2, а рядом сидела моя жена в роли командира экипажа. И знаешь, когда она отдавала воинское приветствие командующему парадом, а он отвечал ей, этот восторг и эмоциональный подъем — это все ни с чем не сравнимые ощущения. Поэтому да — оно того стоит.

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/04/19/v-magazin-na-btr-vladelcy-domashnikh-bronevikov-raskryli-svoi-sekrety.html

Броневик, с которого выступал Ленин, стал объектом «войны» псевдошоферов

7 ноября 1926 года в Ленинграде на площади у Финляндского вокзала открыли нетипичный памятник Ленину. В конкурсе победил проект архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и скульптора Сергея Евсеева, которые изобразили вождя мирового пролетариата, выступающим с башни броневика.

Бронеавтомобиль фирмы «Остин» был обречен стать одним из символов революции. Но российской истории он запомнился не только на митингах.

Воин

«Остины» заказывались в Великобритании, а модернизировались в России. И стали самыми массовыми бронемашинами русской армии в годы Первой мировой войны. Их команды формировались из добровольцев — больно рискованной была служба. Машины открывали огонь, лишь подъехав почти вплотную к позициям противника. Артиллерийские снаряды легко прошивали броню…

Истоки и итоги русской революции в интерпретации ее участника

Бронемашины участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве и многих других операциях. Сохранилось немало описаний подвигов, совершенных отважными экипажами. Одним из героев Первой мировой стал полковник Александр Добржанский, успешно применявший бронеавтомобили в засадах…

Вспомним добрым словом и забытых героев Первой мировой, и броневик с Финляндского вокзала — пусть он и не участвовал в боях. У него героическая родословная. Непридуманная!

Легенда

А вот мифов о самом ленинском броневике — с избытком. Достоверно известно, что к встрече вернувшегося из эмиграции лидера большевиков в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года его соратник Николай Подвойский решил устроить демонстрацию силы сторонников партии.

Чтобы встречали вождя матросы, солдаты и — непременно — военная техника. Поскольку заполучить боевые машины было проблематично, под видом испытаний раздобыли учебную из броневого дивизиона в Михайловском манеже.

В отличие от боевых она не имела названия, а числилась под номером «2» в запасной бронероте.

Могли ли губернаторы спасти Николая II в 1917 году

По свидетельствам очевидцев, Ленина внесли на руках на крышу машины.

Со временем появилась легенда, что вождь забрался туда самостоятельно, а после выступления отправился на броневике в особняк Кшесинской, штаб большевиков, периодически останавливаясь для новых зажигательных речей.

Шофер Василий Федоров позднее утверждал, что броневик участвовал в штурме Зимнего, причем на переднем руле имеет повреждение от юнкерской пули…

Известно, что машина охраняла Ленина и его соратников в Смольном. А в 1919 году, когда на Петроград наступали войска Юденича, «Враг капитала» (так назвали броневик после революции) принимал участие в боях под Пулково, Красным Селом и Ямбургом.

В 1922 году броневик передали гарнизону Петропавловской крепости, и он затерялся. И только в 1927 году, к 10-летию революции, о нем вспомнили вновь. Начались поиски, в которых участвовали ветераны событий, архивисты, музейщики.

Был собран огромный материал, но саму машину нашли только через двенадцать лет в Сосновке на Выборгской стороне на заброшенном складе Осоавиахима.

Экспонат

Опознали символ революции по нескольким признакам — бронеавтомобиль имел наружные фары, которых не было у других машин, а также башни, установленные с искривлением, и два руля для переднего и заднего хода. На переднем отыскался и пресловутый след от юнкерской пули, а позднее под слоем краски криминалисты обнаружили цифру «2».

В Днепропетровске снесли памятник борцу за украинский язык в школах

Старые большевики, впрочем, считали рассказы шофера Федорова вымыслом, а его самого самозванцем. За статус ленинского броневодителя развернулась настоящая борьба. А специалисты осторожно сомневались, что Ленин мог выступать с найденного броневика, поскольку машину построили на Путиловском заводе в августе 1919го…

Отреставрированный броневик разместили во дворе Музея революции — бывшего особняка Кшесинской. Позднее революционный «Остин» переехал к музею Ленина в Мраморном дворце. Ныне он украшает экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

ВОПРОС РЕБРОМ

К чему привело лавирование эсеров между красными и белыми

Подлинная речь Ленина очевидцам не запомнилась. Журналист-революционер Константин Еремеев вспоминал: «Я стоял вблизи, у самого броневика.

Я хорошо видел оратора и отчетливо слышал его слова. Но в памяти у меня нет его слов. Я их забыл — я помню многое из позднейших речей Ильича, помню дословно ряд выражений, слышанных в другой обстановке.

Но этой первой речи я не помню — думаю, что и никто не помнит».

Позднее речь, которую никто не запомнил, назвали «знаменитой». Со временем сложилась «каноническая» версия — Ленин завершил выступление словами: «Да здравствует социалистическая революция!». А в 1926 году на пьедестале памятника у Финляндского вокзала эту фразу выбили в другой редакции: «…и да здравствует социалистическая революция во всем мире!»

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Эта ночь была непроста,- В ней родился победы клич! Броневик у вокзала встал,

И с него говорил Ильич!

И казалось ему самому: Броневик лишь сигнала ждет — Будто сам подставил ему

Броневое плечо народ.

Черной ночью, от искр рябой Изменялся города лик, Человеческий шел прибой,

Унося с собой броневик.

В алых блесках факельных пен Человечеству нес привет, Бурю нес больших перемен,

Всей земле — неведомый свет.

В море лет тот прибой не стих, До сих пор он в сердцах звучит, Жив и отблеск волн огневых,

Броневик в апрельской ночи.

А теперь он стоит суров, Как исполнивший долг боец, И не нужно высоких слов,

И не нужен красок багрец.

Пусть на нем играет заря Молчаливо и горячо, Только шапку сними, смотря

На его седое плечо!

Николай Тихонов

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Мощность двигателя — 50 л.с.

Масса — 5,3 т.

Вооружение — два 7,62мм пулемета «Максим».

Толщина брони — 4,5-7 мм.

Скорость по шоссе — до 50 км/ч.

Экипаж — 4 человека.

Всего изготовлено машин различных модификаций (1914-1919 годы) — около 250.

Источник: https://rg.ru/2016/04/18/rodina-bronevik.html

Ссылка на основную публикацию