Гелик решил покорить предгорье альп и…застрял

Стоило ли переделывать самый безумный «Гелик»?

Кажется, что-то подобное чувствовал Дарт Вейдер, когда впервые опробовал Звезду смерти, ведь даже вентилятор в G 63 нагнетает воздух в радиатор с яростью острого мачете. Мы проехали за рулем самого сумасшедшего «Гелика» и попробовали узнать, стоило ли делать новую машину, которая так похожа на старую.

Представьте себе древний замок где-нибудь в предгорье немецких Альп, который новые хозяева переоборудовали в пятизвездочный отель. За счет богатой истории место сразу обрело культовый статус, но из-за старости постройки все удобства пришлось вывести на улицу, а через древние рамы окон нещадно били сквозняки.

Богатые пары путешественников, конечно, платили бешеные деньги и громко восхищались отелем, но между собой перешептывались и ругались, на кой черт они сюда приехали, когда недалеко был прекрасный Four Seasons.

Под старым, легендарным отелем мы, конечно, подразумеваем Geländewagen — ископаемые внедорожный суперкар, ради имиджа которого люди мирились с удобствами дорогого немецкого УАЗика. А на месте Four Seasons мог быть, например, удлиненный Range Rover.

Другими словами, G-Wagen давно является автомобильной иконой, а его внедорожные способности делают любую дорогу шире, но для города он оставался старой хижиной с евроремонтом.

В общем, перед лицом очередной модернизации G-класса инженеры столкнулись с принципиальной проблемой: их детище следовало сделать удобнее и приятнее в управлении. С остальным все было в порядке.

Решение этой задачи доверили самым компетентным специалистам по управляемости из отделения AMG, но там установили, что для этого придется менять переднюю подвеску, которая, представьте себе, до сих пор была зависимым неразрезным мостом.

Изменение подвески оказалось невозможным без замены рамы, а замена рамы потребовала полного реинжиниринга кузова. С этого момента машинка для подсчета потраченных денег не останавливалась ни на секунду.

Кажется, боссы «Даймлера» просто поняли, что «Гелик» может продаваться вечно, и решили поставить большую сумму на красное. В течение четырех лет инженеры должны были создать совершенно новую машину, которая выглядела старой.

А значит, даже аэродинамика здесь осталась на уровне вагончика для строителей: коэффициент обтекаемости Cx равен 0,54.

В салон по-прежнему не садишься — залезаешь, подтягиваясь за руль от S-класса.

Перед глазами пара широких экранов, справа под рукой блок с контроллером Comand от E-класса, но даже у новой «ашки» стоит более современная система следующего поколения, где есть тачскрины и обновляющаяся операционка.

Впрочем, если раньше салон G-класса выглядел попыткой встроить соцсети в бронетранспортер, то теперь электронная начинка гармонично вписана в очень дорогой на вид интерьер с многообразием материалов и фактур. Карбоновые вставки здесь уже не выглядят такими чужеродными.

Нет, вы по-прежнему сидите в непосредственной близости от вертикальных стоек лобового стекла, но можете вытянуть ноги, как в нормальном автомобиле, и не касаетесь рукой двери.

За счет реинжиниринга кузов внутри стал заметно просторнее, а между передними сиденьями даже появились подстаканники — нормальная такая машина поколения сериалов Netflix и кофе из Starbucks.

Единственное напоминание о прошлом — аутентичный хлопок при закрывании двери, а центральный замок закрывает пассажиров с таким смачным щелчком, словно решетки в тюрьме Синг-Синг.

Хрясь! Теперь вы в полной власти водителя G 63, а эти ребята не всегда отличаются устойчивой психикой.

Тут надо сказать, что G 63 — самый желанный «Гелик» в России. Его заказывает почти половина клиентов. Остальные вводят чит-код и покупают версию G 500 с AMG-обвесом. В конце концов, даже двигатель у двух версий одинаковый — разница в форсировке. Так стоит ли вообще G 63 этих трех дополнительных миллионов рублей доплаты?

Четырехлитровый, битурбированный V8 на G 500 выдает 422 л.с. и 610 Нм — это на 68 сил мощнее классического G 55 AMG. Но на G 63 планка безумия поднята до 585 л.с. и 850 Нм.

Заводишь мотор, вжимаешь педаль в пол, и через мгновение колоссальный момент запрессовывает тебя в сиденье, как сардину в металлическую банку.

Первую «сотню» стрелка спидометра пинает уже через 4,5 секунды — это быстрее родстера SL 63 AMG десятилетней давности. А по ушам бьет яростный, высокооктановый рев.

Но самое главное — из-за размеров и высоты «Гелика» происходящее ощущается еще острее и безумнее. Кажется, вы находитесь внутри Большого взрыва, вылетая из его эпицентра со световой скоростью.

Так рождается целая вселенная. Вселенная шока и ужаса!

Сев на обочине, переведя дух и выкурив впервые за десять лет сигарету, можно и закончить на этом статью. «Гелик» остался таким же аутентичным, диким тираннозавром, но зачем тогда было его переделывать?

Разница в том, что теперь эта машина не спорит со вторым законом Ньютона и все-таки. И это при том, что G 63 тяжелее G 500 на 45 кг. Обычно все лишнее выкидывают именно из спортивной версии, но, например, у G500 (для лучшей артикуляции подвески на бездорожье) отсутствует задний стабилизатор поперечной устойчивости, а у G63 он есть. И это чувствуется.

Если раньше «Гелик» с приставкой AMG не управлялся, а немного отклонялся от курса через несколько часов после поворота руля, то теперь это настоящий спорткар. Среди машин высотой под два метра, конечно.

В первые мгновения кузов слегка кренится, напоминая о старых и не самых добрых временах, но потом в дело включаются те самые стабилизаторы, и «Гелик» мягко и точно режет поворот, делая это столь естественно и гладко, что вы готовы заплакать от счастья и неожиданности.

Сочетание новой передней двухрычажной подвески, которая намертво прикручена к раме, и почти вдвое увеличившейся жесткости на кручение сделали G-класс самым драйверским рамным внедорожником. И все это с очень мягкими и интеллигентными настройками руля — на G 63 теперь стоит рулевая рейка с переменным шагом зубьев.

Добавим сюда то, что новая модель стала на 24 мм шире, и это (помимо эстетических плюсов) сразу отразилось на устойчивости на асфальте и бездорожье. Раньше G-Wagen заваливался на бок на уклоне в 28 градусов, а теперь ему нужны все 35. Интересный инженерный лайфхак: хочешь улучшить управляемость, не жертвуя клиренсом, — растяни машину в ширину.

Остается только в очередной раз вдавить педаль газа в пол и ощутить, как 850 «ньютонов» момента отвешивают этой глыбе королевский пинок. И все это — сидя в нормально позе и слушая из 16 колонок Burmester новый альбом вашей любимой группы.

Впрочем, на время музыку пришлось выключить. Инструктор Академии вождения AMG, Петер, предложил прокатить нас на G 63 по гравийному раллийному допу, и это подняло градус впечатлений от новой машины на новую высоту.

Бешеный разгон лишь отчасти притупился из-за вылетающего из под колес града камней, а со стороны казалось что Петер просто хочет нас убить.

Перед поворотами он лишь коротким движением руля выставлял машину боком, так что мы вваливались в виражи в легком заносе на восьмидесяти километрах в час.

А потом резал апексы из обросших кустарником земляных горок и G-класс, вставая на бок, продолжал в таком виде дальнейший полет. Сумасшедшая пляска смерти!

Удивительным образом «Гелику» хватает на камнях и зацепа, и тормозов, хотя AMG-подвеска, когда ей нужно одновременно проглотить подлет, приземление и неровности дороги, уже работает на пределе энергоемкости. Иногда ее неприятно пробивает.

При этом геометрическая проходимость и дорожный просвет обеих версий совершенно одинаковые, хотя на серьезное бездорожье G 63 все-таки не пустили — организаторы побоялись что боковой выпуск сплющит, как пару водосточных труб. Я просто попробовал электронные внедорожные режимы на каменистой грунтовке с подъемами и уклонами.

Да, новый «Гелик» не просто сохранил мощный арсенал механических решений из блокировок дифференциалов и демультипликатора, но и помогает водителю с помощью электроники.

Режим для грунта, который использовал Петер, распускает подвеску, обостряет реакции на газ и делает руль плотнее в нуле. В режиме для песка подвеска немного зажимается, а руль становится легче.

Под камни предусмотрена самая собранная подвеска, острый газ и заблокированный центральный дифференциал.

Весь озвученный набор достоинств подытоживает невеселую для конкурентов картину. Если Lamborghini Urus, по словам Миши Конончука, — лучший кроссовер, то G63 — лучший внедорожник.

Впервые нетривиальный имидж этой машины, который объединяет и настоящих фанатов, и участников парадов выпускников Академии ФСБ, сочетается с удобством, управляемостью и практическим смыслом.

Даже тупой, квадратный нос G-класса теперь не отправляет пешеходов гарантированно к праотцам — в новом кузове его сделали податливым и мягким.

А самое главное — теперь в «Гелик» никто не помешает вставить аккумуляторы, автопилот или реактивный двигатель, чтобы он продавался следующие двести лет.

Так что менеджеры компаний-конкурентов теперь смогут легко прийти к своим боссам и сказать: «Зачем нам снимать эту модель с производства, если можно просто переделать ее начинку? »Мерседес» же заработал на этом целое состояние!» Так что G-класс образца 2018 года — это не просто новая жизнь. Это, возможно, новый тренд. /m

Источник: https://auto.rambler.ru/testdrives/39986543-stoilo-li-peredelyvat-samyy-bezumnyy-gelik/

Двое альпинистов застряли на вершине горы-убийцы. Группа подмоги успела спасти только одного…

ПоделитьсяПоделитьсяПоделиться

Французская альпинистка Элизабет Револь и ее друг, поляк Томаш Мацевич, давно мечтали покорить один из самых опасных 8-тысячников Гималаев — Нангапарбат. 8 неудачных восхождений на двоих не остановили смельчаков, и в январе 2018 года они вновь двинулись в горы.

В 6 часов вечера 25 января друзья преодолели высоту в 8 126 м. На вершине Томаш почувствовал себя плохо, и с ночным спуском пришлось обождать. Мужчину могла спасти кислородная маска, но самоуверенные альпинисты решили погеройствовать и отказались от такого снаряжения.

На обратном пути

Прогнозы обещали ясную погоду, но на обратном пути ребят накрыла снежная буря: температура упала до –60 °С, а скорость ветра достигала 80 м/с. Томашу становилось всё хуже, и друзьям пришлось спрятаться от бури с расщелине.
Вниз Мацевич так и не спустился.

Напарнице пришлось скрепя сердце оставить ослепшего и обмороженного Томека в снегу на высоте 7 200 м. Это решение спасло ей жизнь.
«У него были сильно обморожены руки и нос, он захлебывался кровью, были все признаки отека головного мозга — последней стадии высотной болезни.

У Томека были нулевые шансы на выживание», — поделилась пережитым ужасом Элизабет.
Револь отправила сигнал SOS и получила распоряжение спуститься до отметки 6 000 м, откуда ее смогут забрать. Она провела две холодные ночи в горах в ожидании спасательной команды.
28 января на поиски вылетел отряд из 4 спасателей.

Вертолеты могут приземляться на максимальной высоте 5 500 м, но из-за сложных погодных условий группа подмоги поднялась всего на 4 650 м. Остальное расстояние отряд преодолел практически бегом.

Спасатели Денис Урубко и Адам Белецкий

«Уже ближе к утру я увидела свет налобного фонаря вдалеке и стала кричать. Это было невероятное чувство», — признается альпинистка.

Спасательный отряд подоспел вовремя

Обмороженную и изнеможенную Револь откачали и отправили в исламабадскую больницу.
Руки и ноги альпинистки были обморожены до черноты, и при самом плохом исходе их придется ампутировать.

Особенно пострадала левая нога: во время второй ночевки к Элизабет подошла другая альпинистка и предложила выменять ботинок на горячий чай. Револь согласилась, и лишь спустя 5 часов она очнулась и поняла, что это была галлюцинация.
У Томаша остались 3 дочери и жена.

В прошлом мужчина употреблял наркотики, однако альпинизм помог ему полностью побороть наркозависимость. Он покорил гору своей мечты — и остался на ней.

Элизабет же сделала шокирующее заявление: она собирается вернуться в горы после выздоровления, хотя Нангапарбат в ее планы больше не входит.
«Вы можете сказать что я “наркоманка”, и это так и есть. Это то, что мне нужно для полноценной жизни».

Подъем на Нангапарбат из видеоархивов других альпинистов

Источник: https://www.micccp.com/dwoja-alpenistow-sastrali-na-wershine-gori-ubizi/

Войны Августа: покорение Альп

Реализация провозглашённой Августом политики широкомасштабных завоеваний напрямую зависела от контроля над коммуникациями, соединяющими Италию с территориями к северу от Альп.

Покорение и романизация альпийского региона имеет огромное значение для дальнейшей истории Европы. Тем не менее, это одно из событий, наименее освещённых в источниках.

Лишь благодаря новым археологическим находкам покров неизвестности стал приоткрываться.

Знакомство с Альпами

C севера Италия отделена от остального континента Альпами — труднопреодолимым, но всё же вполне проходимым препятствием. Ещё в глубокой древности через Альпы был проложен ряд маршрутов.

Особое значение среди них имели западноальпийские перевалы Монженевр, Большой и Малый Сен-Бернар, через которые пролегали дороги из Италии в юго-восточную Галлию и долину Роны.

Не столь поначалу интенсивно используемый маршрут из долины реки По к верховьям Рейна проходил через ряд перевалов на территории современного швейцарского кантона Граубюнден. Главным из них являлся Септимерпасс. Наконец, перевалы Бреннер и Решен в восточных Альпах открывали путь из Италии в среднее Подунавье.

Серебряный денарий Августа, отчеканенный в Лугдуне между 15 и 12 годами. до н.э.

На аверсе монеты изображен профиль Августа, на реверсе — Тиберий и Друз, преподносящие сидящему перед ними в кресле императору победные лавры

В древности горы и узкие долины между ними были заселены мелкими воинственными народностями кельтского и лигурийского происхождения. Эти горцы не только взимали деньги с пересекавших их владения путешественников, но и совершали опустошительные набеги по обе стороны Альп. Историк Кассий Дион рассказывал:

В середине — второй половине II века до н.э. в ходе войн с лигурами в защиту массалиотов римляне неоднократно переходили Альпы. После побед над галлами-аллоброгами и арвернами в 123—120 годах до н.э. они даже создали особую провинцию на землях, лежавших между Альпами и берегом Роны.

При этом римляне пользовались западными перевалами в Пеннинских и Грайских Альпах, которые контролировали салассы. Консул Аппий Клавдий в 143 году до н.э. одержал победу над этим племенем. Правда, из-за понесённых тяжёлых потерь римский сенат не счёл возможным предоставить ему право праздновать триумф.

На занятой консулом территории в долине Аосты около 100 года до н.э. римляне основали Эпоредию (Иврею), однако горные проходы по-прежнему оставались в руках салассов. За возможность прохода горцы брали с путников деньги. Страбон сообщал, что платить им пришлось даже Юлию Цезарю, на войска которого горцы сбрасывали камни.

А с Децима Брута они потребовали и получили по драхме за человека.

Альпы и важнейшие перевалы. Martin-Kilcher St. S. 29

Во время завоевания Галлии в 58—51 годах до н.э. Цезарь также пользовался западноальпийскими перевалами. Разбив гельветов и предприняв успешную кампанию против белгов, осенью 57 года до н.э.

он послал Сервия Гальбу с XII легионом и частью конницы в земли нантуатов, варагров и седунов. Эти племена жили между Леманским озером, берегом Роны и северными предгорьями Альп.

После нескольких удачных сражений и захвата некоторых укреплений, галлы согласились предоставить заложников и заключили мир.

На зиму Гальба со своими войсками расположился у варагров в Октодуре (Мартиньи). Через несколько дней после начала зимовки галлы передумали. Они вновь взялись за оружие, заняли окрестные высоты и напали на римский лагерь. Гальба, хоть его войска и сильно уступали противнику в численности, всё же успешно отразил нападение.

Однако, как говорит сам Цезарь, не желая испытывать судьбу, он оставил лагерь и ушёл зимовать на территорию Провинции. Цезарь был убеждён, что причиной нападения стали опасения галлов.

Те считали, что римляне попытаются занять альпийские горы не только с целью обеспечить себе дороги, но и навсегда закрепить их за собой и присоединить к своим владениям эту страну, как соседнюю с Провинцией.

Читайте также:  Россия будет выпускать трехколесные электрокары

В преддверии завоевания

Римляне очень долго мирились с независимостью горцев, полагая, что силы и средства, необходимые для их покорения, никак не смогут окупиться ничтожной добычей, которая достанется победителю.

Поэтому они предпочитали заключать соглашения с местными вождями и откупаться от них деньгами. Решение о завоевании альпийского региона было принято лишь после окончания Гражданских войн.

Август, чтобы оправдать своё чрезвычайное положение и сохранение профессиональной армии, в 27 году до н.э. анонсировал амбициозную внешнеполитическую программу покорения мира.

Еще в 34 году до н.э. Антистий Вет победил живших в Грайских и Пеннинских Альпах салассов. Однако достигнутый при этом успех оказался краткосрочным. Варвары вскоре прогнали римские гарнизоны и возобновили свои разбойничьи нападения. Посланный против них Авл Терренций Варрон Мурена в 25 году до н.э. вновь принудил салассов к покорности.

Он убедил их сдаться, для вида согласившись ограничиться взиманием обычной дани. Затем под предлогом сбора денег небольшие отряды солдат были разосланы в отдалённые поселения.

Наконец, в назначенный заранее день они одновременно напали на живших здесь варваров, захватив и продав в рабство 36 000 человек, из которых 8 000 были мужчинами, способными носить оружие. Покупателям пленных запретили отпускать их на волю ранее чем по прошествии 30 лет, чтобы сделать их возвращение домой невозможным.

После этих событий имя салассов исчезло из истории, а на месте римского военного лагеря выросла колония Августа Претория (Аоста), ставшая важным форпостом римского присутствия в регионе.

Нападение нантуатов, варагров и седунов на римский лагерь у Октодура осенью 57 года до н.э.

Новый этап военных действий начался после завершения покорения Испании в 19 году до н.э.

, когда Рим смог перебросить на альпийский фронт занятые там ранее военные части. В 16 году до н.э.

наместник Иллирии Публий Силий Нерва, согласно краткому сообщению Кассия Диона, усмирил восстание, которое подняли племена камуннов и вениев.

Исследователи чётко локализуют каммунов в южных предгорьях Альп, в долине Камоника между озёрами Комо и Гарда. Идентификация вениев до сих пор вызывает споры.

В большинстве случаев их размещают в долине Тромпия восточнее каммунов или к северу от них в Велтлине на берегу реки Адда. Альтернативная гипотеза отождествляет венниев с веннонетами, жившими в верховьях Рейна.

В этом случае для их усмирения Силию Нерве понадобилось бы пересекать Альпы по одному из перевалов на территории Граубюндена. Такая крупномасштабная операция потребовала бы длительной подготовки и привлечения большого числа войск из разных провинций.

Поэтому вероятность завоевательного похода уже в 16 году до н.э. крайне невелика. Более правдоподобной выглядит экспедиция ограниченного характера для ознакомления солдат с будущим театром военных действий.

Участники кампании 15 года до н.э

Как по количеству привлечённых войск, так и по размаху всей военной операции кампания 15 года до н.э. носила беспрецедентный характер. Наступление одновременно должно было вестись сразу по нескольким направлениям, чтобы взять обороняющихся «в клещи».

Участие в нём должны были принимать от 6 до 9 легионов в полном составе или представленные отдельными подразделениями. Кроме легионов, армии был придан значительный корпус вспомогательных войск, включая галльскую и фракийскую конницу, отряды восточных лучников и пращников.

Общее руководство операцией возлагалось на двух пасынков Августа — 27-летнего Тиберия и 23-летнего Друза, сыновей его супруги Ливии от первого брака. Для них обоих, ставших впоследствии известными полководцами, альпийский поход был своего рода бенефисом.

Командование отдельными частями должны были осуществлять опытные военачальники эпохи Августа: Луций Кальпурний Пизон Фруги, Публий Силий Нерва, Гай Вибий Панса, Марк Виниций и другие.

Стратегический замысел состоял в том, чтобы атаковать противника одновременно с нескольких направлений. Первая колонна под командованием Тиберия включала легионы и вспомогательные войска из Галлии. Она должна была продвинуться от столицы провинции Лугдуна (Лиона) на восток и пройти вдоль северных предгорий Альп.

Факт участия в походе XIX легиона доказан находкой наконечника стрелы от катапульты с выбитым на ней штампом легиона, сделанной в разрушенном в ходе военных действий кельтском поселении в Дёттенбихле, а также эпиграфическими находками из лагеря в Дангштеттене.

Уместно предположить, что вместе с XIX легионом на театре военных действий присутствовали также XVII и XVIII легионы из галльского гарнизона.

Наконечник стрелы от катапульты с отчеканенным на ней штампом XIX легиона.

Находка из разрушенного в ходе военных действий кельтского поселения в Дёттенбихле

Навстречу этой колонне из Вероны в Италии через Бреннерский перевал должна была идти группировка под командованием Друза, состоявшая, возможно, из XIII, XVI и XXI легионов.

Впоследствии они размещались на недавно завоеванных территориях в качестве гарнизона. Наконец между этими двумя колоннами должна была действовать третья группа войск, продвигавшаяся от Медиолана (Милана) через Септимерпасс на север.

На роль командующего этой группы лучше всего подходит Луций Кальпурний Пизон, консул 15 года до н.э., или уже знакомый нам по кампании предыдущего года Силий Нерва. В состав этой группировки могли входить III, X и XII легионы, штемпеля которых были обнаружены на ядрах для пращей в Крап Сес на маршруте, ведущем из Септимерпасса.

Распределение легионов между тремя группировками и количество легионов, принявших участие в кампании, является чисто гипотетическим. Соответствующая гипотеза была предложена немецким исследователем Вернером Цаниером.

Ход кампании

О том, как проходила кампания, нам известно достаточно подробно из многочисленных исторических и поэтических сочинений того времени, прославлявших победы римского оружия и личное участие членов императорской фамилии. Как только альпийские перевалы очистились от снега, первой перешла в наступление группировка под командованием Друза.

Продвигаясь из Вероны вверх по долине реки Адидже, вдоль маршрута будущей via Claudia, войска вышли к Триденту (Тренто). Здесь они уничтожили преградивший им путь большой отряд противника. Затем, пройдя через перевал Бреннер, римские войска двинулись на север, в Ретийские Альпы, успешно преодолевая оказываемое сопротивление и срывая по пути укрепления горцев.

Конечным пунктом их маршрута был назначен район современного Аугсбурга. Одновременно Тиберий со своей группировкой выступил из Лугдуна, через Лангрское плато вышел к верховьям Рейна и через район Виндониссы достиг Боденского озера.

Здесь с одного острова, скорее всего Майнау, войска переправились через озеро и 1 августа одержали двойную победу над армией и флотилией живших здесь винделиков.

Друз Старший или его сын Германик. Бронзовый бюст из Национального музея, Рим

Античные источники подчёркивают ожесточённый характер оказываемого сопротивления и огромные жертвы среди местного населения. Анний Флор писал:

«Какова была дикость альпийских племён, легко показать на примере их женщин: за нехваткой метательных орудий они разбивали о землю головы своим младенцам и швыряли их в лицо воинам».

Чтобы исключить возможность будущего сопротивления, победители принудительно переселяли местных обитателей на равнину. На прежнем месте оставляли лишь небольшое количество жителей — достаточно, чтобы страна не обезлюдела полностью, но слишком мало, чтобы поднять восстание.

Завоевательная кампания 15 года до н.э. Красная стрелка обозначает маршрут движения армии Тиберия, желтая — армии Друза, зеленая — третьей армии, которой, возможно, командовал Пизон. Zanier W. Der römische Alpenfeldzug… S. 75

В результате военной кампании 15 года до н.э.

римляне покорили страну от южных предгорий Альп до верхнего течения Дуная, что примерно соответствует территории современной Швейцарии. В следующем году они подчинили лигуров, живших в Морских Альпах. Местный династ Коттий стал римским префектом и управлял территорией, получившей впоследствии его имя — Коттские Альпы.

Покорение восточной части альпийской дуги завершилось лишь с подчинением живших здесь нориков и подавлением восстания паннонцев. Это открыло римлянам путь к завоеванию среднего Подунавья.

Управление завоёванными территориями осуществляло военное командование. По надписи из Брешии известен Гай Вибий Панса, легат «in Vindol[icis]», который командовал размещавшимися здесь крупными отрядами войск.

Другая надпись, также из Италии, принадлежит Сексту Педию Лузиану Гирруту, который аттестован в качестве «praefectus Raetis Vindolicis vallis Poeninae et levis armaturae». По-видимому, он занимал должность префекта между 14 и 19 годами н.э. — вероятнее всего, между 17 и 19 годами н.э.

, когда территория Реции и Винделикии оказалась отделена от зоны ответственности германского военного командования и получила статус самостоятельной провинции.

Памятник покорения Альп —монументальный Трофей Августа, воздвигнутый в 7—6 ггодах до н.э. в Ла Турби в Монако. romansociety.org

Римская власть укрепляла свои позиции в регионе при помощи постоянного военного присутствия, строительства сети дорог и основания поселений. Одним из основанных в это время лагерей был Дангштеттен, в котором между 15 и 9 годами до н.э.

размещалось 5 000 воинов. В районе современного Аугсбурга на месте военного лагеря Друза была основана Августа винделиков, к началу II века ставшая центром провинции Реция. Важнейшим памятником монументальной пропаганды является воздвигнутый в 7—6 годах до н.э. грандиозный Трофей Августа в Ла Турби (Монако), перечисляющий названия 45 покорённых альпийских племён.

Продолжение следует

Литература:

  1. Парфёнов В. Н. Император Цезарь Август. Армия. Война. Политика. —СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Zanier W. Der römische Alpenfeldzug unter Tiberius und Drusus im Jahre 15 v. Chr. Übersicht zu den historischen und archäologischen Quellen. // Imperium: Varus und seine Zeit. Beiträge zum internationalen Kolloquium des LWL-Römermuseums am 28. und 29. April 2008 in Münster. R. Aßkamp, T. Esch (Hrsg.). 2010.
  3. Zanier W. Das Alpenrheintal in den Jahrzehnten um Christi Geburt. Forschungsstand zu den historischen und archäologischen Quellen der Spätlatène- und frühen römischen Kaiserzeit zwischen Bodensee und Bündner Pässen. — Munchen, 2006.
  4. Strobel К. Der Alpenkrieg und die Eingliederung Noricums und Raetiens in die römische Herrschaft, in: C. Franek — S. Lamm — T. Neuhauser — B. Porod — K. Zöhrer (Hrsg.), Thiasos. Festschrift Erwin Pochmarski, Veröffentlichungen des Instituts für Klassische Archäologie der Karl-Franzens-Universität Graz 10 (Wien 2008), 967—1004.
  5. Rollinger R. Raetiam autem et Vindelicos ac Noricos Pannoniamque et Scordiscos novas imperio nostro subiunxit provincias: Wann wurde Raetien (einschließlich Noricums und Pannoniens) als römische Provinz eingerichtet? // Althistorische Studien im Spannungsfeld zwischen Universal- und Wissenschaftsgeschichte. Festschr. F. Hampl, P. W. Haider/R. Rollinger (Hrsg.). Stuttgart, 2001.
  6. Martin-Kilcher St. Römer und gentes Alpinae im Konflikt — archäologische und historische Zeugnisse des 1. Jahrhunderts v. Chr. / Fines imperii — imperium sine fine? Römische Okkupations- und Grenzpolitik im frühen Principat. Beiträge zum Kongress Fines imperii — imperium sine fine ?’ in Osnabrück vom 14. bis 18. September 2009. Günther Moosbauerund Rainer Wiegels (Hrsg.) Osnabrück, 2011.

Источник: https://warspot.ru/10107-voyny-avgusta-pokorenie-alp

Великолепная баварская осень 2015 года. Линдау и предгорье баварских альп

День второй. Линдау и предгорье баварских альп. Что делать в Баварии человеку, который не пьет алкоголь? Ну вот совсем не пьет.

Конечно, некоторые из вас, ожидавшие тут дурных алкогольных приключений молодого парня, закроют этот отчет и забудут, как страшный сон. Другим же скажу, что я нашел занятия для души в этом прекрасном регионе.

Итак, мы выдвигаемся в сторону Линдау. Погода с утра не благоволит нам, повсюду туман и разглядеть что-то мало-мальски значимое не представляется возможным.

По дороге останавливаюсь у таинственного озера Starnberger See и пытаюсь вглядеться в туман в поисках Ктулху…

Не обнаружив мерзавца, я еду дальше, в сторону моста Echelsbacher Brucke. Вокруг все еще туман, но чувствуется, что он не продержится долго.

Грандиозные сооружения, созданные руками человека, всегда привлекали меня.Мост впечатляет, особенно если смотреть на него со стороны.

Останавливаюсь у замечательного озера Schwaigsee, попутно восхищаясь качеству инфраструктуры – везде идеальные дороги, заборы, подстриженная трава, нет мусора.

Даже вдали от присутствия человека чувствуется цивильность и трепетное отношение оного к окружающей природе.

Погода проясняется и теперь уже можно видеть, какая красота окружает меня, а красоты очень много!

И вот мы в Линдау. Сначала возникли небольшие проблемы с парковкой.

Невнимательно прочитал, что парковка принадлежит казино, и что выехать из него можно только оплатив парковку в здании самого казино.

Я человек неазартный, решил там не задерживаться, но поскольку на парковке пробыл всего минут 15 с меня деньги не взяли, сказали, что я могу выехать свободно в течение 20 минут. Danke #1!

Оставляю машину на парковке вдоль дороги Zwanzigerstrasse и иду гулять по этому уютному городку.

Читайте также:  Нужно ли менять украинские права на российские в крыму в 2018 году

Дохожу до церкви святого Стефана и Munster Unserer Lieben Frau.

Напротив них расположена приятная площадь Martplatz и расписной музей Haus zum Cavazzen

Оттуда спокойным шагом по брусчатке дохожу до Romerschanze, там у берега Боденского озера находится маяк, сидят пожилые немцы и пьют кофе. Само озеро создает ощущение безмятежности, волн практически нет.

На сам маяк Lindau я подниматься не стал, ограничился видео и фотографиями с квадрокоптера (кстати, его зовут Вжик).Здесь надо остановиться поподробнее. Последние полтора дня немцы четко сформировали мое мнение о себе, как о степенных, серьезных людях, для которых отступление от правил не вариант.

И тут они сами в пух и прах развеяли этот мой дилетантски составленный психотип, пустившись вокруг меня в пляс с причитаниями, охами-вздохами, из которых я понял лишь то, что они в восторге от того гаджета, которым я управляю.

Эх, если бы они знали, что управляем им парень из России, то осознание присутствия русского беспилотника в небе над Бер… Линдау было бы для них не таким радостным. Я не стал их пугать, прикинулся оператором Life News и самозабвенно поснимал город с высоты. А немцы продолжали прыгать и радоваться.

Изначально в моих планах было посетить австрийский Брегенз, но я решил отказаться от этой затеи и больше времени провести здесь.

Иду по городу и что же я вижу!Ба! Да это же машина Марти Макфлая! Но что она тут делает, если сегодня только 20 сентября, а прилетает из прошлого он завтра? Делать нечего, пришлось переставить ее подальше, не хотелось смущать своего старого друга – знаю это чувство, когда видишь такую же машину, как у тебя, и в тебе начинает бурлить необоснованная ненависть к ее владельцу. А тут еще и городок маленький, представляю, как бы он зол бы завтра!

Нагулявшись, я сажусь в машину и выдвигаюсь в сторону гор. Первой остановкой выбран город Иммерштадт. Там я собирался посмотреть озеро Grober Alpsee и подняться на гору Mittag.

К сожалению, программа maps.

me, в виду ее автономности, не показала мне, что на дороге до Иммерштадта ведутся строительные работы, пришлось делать большой крюк, поэтому в город я приехал уже тогда, когда канатка закрывалась.

Немного позалипав на красоты природы, я решил выдвигаться дальше.

В расстроенных чувствах я отметил красным флажком станцию канатной дороги и двинулся в Фюссен.

Если честно, то посещение замка Нойшвайнштайн было наивысшей целью всей поездки. Это уже потом, как обычно бывает, планирование обросло дополнительными целями, подцелями и задачами – прям как российская система законодательства.

Но именно к созерцанию этого замка я готовился с особой тщательностью и теперь, когда до Швангау оставалось каких-то 10 км я ждал того момента, когда на горе, озаренный светом луны, появится он.

Опять же, не потому, что я там романтичный дофига, а скорее из-за упомянутой выше любви ко всему сотворенному человеком в окружении нетронутой природы.

И вот он, спустя несколько часов после отъезда из Линдау, который, бесспорно, покорил мое сердце, оно испытывает новый прилив адреналина. Добрался!

Первым делом я доехал до водопада Lechfall и сделал дрони (это как сэлфи, но только с квадрокоптера).

Затем я поехал в сторону замка. Но я не стал мчать к нему вечером, решил сделать это утром на рассвете, а пока просто полюбуемся им с берега бесконечно прекрасного озера Alpsee, рядом с которым стоит другой, не такой грандиозный, но оттого не менее прекрасный, замок Hohenschwangau.

Встречаю здесь потрясающей красоты закат!

Полюбовавшись на лебедей, китайцев, кормящих лебедей, китайцев, фоткающих китайцев, кормящих лебедей, китайцев, делающих сэлфи на фоне китайцев, фоткающих китайцев, кормящих лебедей, я понял, что китайцев на сегодня достаточно и решил релакснуть в термах, к которым проникся любовью еще в Будапеште, — Konigliche Kristalltherme Schwangau. Фотографий оттуда нет, но скажу, что я остался доволен. Конечно, тяжело расслабиться, когда рядом одни лишь престарелые немецкие парочки, маниакально натирающие друг друга солью. Но теплый бассейн с видом на замок с легкостью позволил мне абстрагироваться от реальности.

Дальше меня ждал неплохой гестхаус Hanselewirt и я погрузился в глубокий сон.

Источник: https://www.moya-planeta.ru/reports/view/velikolepnaya_bavarskaya_osen_2015_goda_lindau_i_predgore_bavarskih_alp_16476/

Двое альпинистов застряли на высоте 7000 метров в Гималаях: женщину эвакуировали, а мужчину решено было оставить в горах: он погиб

Француженка Элизабет Риволь и поляк Томек Макевич отправились покорять опасную гору в Гималаях, но их восхождение закончилось трагедией.

Нангапарбат, расположенную в Пакистане, называют горой-убийцей: ее высота 8126 метров, она считается одной из самых опасных вершин в мире. Опытные альпинисты Макевич и Риволь уже совершали зимние восхождения на Нангапарбат. Так, в январе 2015 года вместе они достигли отметки в 7800 метров. Теперь же француженка и поляк собирались покорить вершину, пишет Rep.ru.

25 января 38-летняя Элизабет и 43-летний Томек предприняли попытку преодоления финального отрезка горы. До этого они несколько дней провели в палатке на высоте 7300 метров в ожидании хорошей погоды: был снегопад, ветер до 25 метров в секунду и температура в районе минус 40 градусов. Однако прогноз предсказывал только ухудшение погодных условий, и откладывать дальше было нельзя.

В случае успешного восхождения Риволь стала бы второй женщиной, покорившей гору высотой более восьми тысяч километров зимой – в первый раз это удалось швейцарской альпинистке Марианн Шапюиза в 1993 году.

Настойчивые альпинисты, несмотря на плохую погоду, продолжили восхождение, но столкнулись с трудностями.

Макевичу стало плохо из-за высотной болезни (кислородное голодание из-за пониженного содержания кислорода в воздухе) и снежной слепоты (ожог роговицы отраженными снегом лучами солнца).

Экстремалы поднимались на Нангапарбат в альпийском стиле – то есть без кислородных баллонов, которые могли бы облегчить акклиматизацию.

Тогда Риволь спустилась на 6400 метров и оттуда передавала сообщения с просьбами о помощи. Поляк остался ночевать наверху.

Ситуация осложнялась тем, что специальных служб, которые могли бы спасать спортсменов на такой высоте, не существует. Помочь вызвались четыре альпиниста, покорявшие одну из соседних вершин – Чогори, также известную как К2.

«Ребята, которые пошли за ними, вот настоящие герои. Надо понимать, что зима в Гималаях – это самые суровые условия на Земле из воображаемых. Ветер до 95 км/ч. Температура около 60 по Цельсию. Высота не для жизни. Это невоображаемо», – написал в «Твиттере» Vadim Preslitsky.

В итоге спасателям удалось найти француженку и спустить ее вниз. Женщина получила сильные обморожения рук и ног и была доставлена в госпиталь.

Елизабет со своими спасителями

Из-за суровых погодных условий поиски польского альпиниста Томека Макевича были отменены. Он навсегда останется на вершине.

«Спасение Томека было признано невозможным. Погода и высота не оставляют никаких шансов. Попытка такой операции ставит под угрозу жизнь самих спасателей, а они и так уже сделали невозможное. Это очень тяжелое решение. Мы все скорбим», – говорится в сообщении спасательной команды.

Позднее появилась информация о том, что Риволь и Макевич все же достигли вершины горы (8 126 метров), но официального подтверждения пока нет.

У Томека Макевича, который приезжал на Нангапарбат каждую зиму, в Польше остались жена и трое детей.

Источник: https://gubdaily.ru/blog/lifestyle/interesnoe/dvoe-alpinistov-zastryali-na-vysote-7000-metrov-v-gimalayax-zhenshhinu-evakuirovali-a-muzhchinu-resheno-bylo-ostavit-v-gorax-on-pogib/

Российские туристы, которые решили покорить высочайшую гору в Альпах, погибли. Новости. Первый канал

Российское посольство во Франции официально подтвердило гибель двух наших соотечественников, альпинистов Татьяны и Михаила Захаровых.

Их тела обнаружены в районе Монблана, где в последние дни был сильный снегопад, который спровоцировал сход лавин. В плену непогоды по-прежнему остаются горнолыжные курорты нескольких стран Европы.

Сложная ситуация на австрийской территории Альп. Тысячи туристов со всего света всё ещё не могут вылететь домой.

Поиски Татьяны и Михаила Захаровых французские спасатели не прекращали несколько дней. Искали практически вслепую.

Молодая пара отправилась покорять Монблан без проводника, не сообщив никому точного маршрута, и в крайне экстремальных условиях. В горах шёл сильный снег, и власти даже объявили наивысший уровень лавинной опасности.

Впрочем, альпинистов это ничуть не испугало, в прошлом году они уже совершали восхождение на Монблан, правда, тогда это было летом.

О пропаже супругов Захаровых сообщили их родственники — пара должна была вернуться в Москву ещё 6 января. После чего спасатели принялись прочёсывать склоны с помощью собак. На помощь был поднят вертолёт, с которого обследовали три горные хижины, где могли укрыться альпинисты. Сегодня утром стало известно, что Татьяна и Михаил погибли. Их тела обнаружены.

Ещё одна поисковая операция разворачивается в Австрии. Недалеко от Инсбрука, четвертые сутки ищут 15-летнего подростка. Он пропал как раз в самый пик снегопада. К отряду спасателей присоединились австрийские военные и кинологи.

«Нам известно, что у него был с собой мобильный телефон, и теперь пытаемся запеленговать сигнал аппарата. В районе поиска сильный ветер, много снега, вот-вот могут сойти лавины», — говорит командир отряда спасателей Йорг Рандль.

Многим из тех, кто решил провести праздничные каникулы на альпийских курортах в Австрии, отпуск запомнится не только крутыми спусками и красивыми зимними пейзажами, но и нервотрёпкой из-за опоздания на самолёт и непредвиденными расходами.

Несколько десятков россиян застряли на базе в Цель-Ам-Зее. Оттуда не добраться до аэропорта ни на поезде, ни на машине. Расчищать от снежных завалов дороги в горах тоже не торопятся — очень опасно, говорят коммунальщики, — можно спровоцировать сход лавин.

Причём транспортный коллапс из-за снегопадов — головная боль не только для австрийцев.

В Болгарии остаются без электричества десятки населённых пунктов на северо-западе страны. В некоторых районах Сербии из-за обильных снегопадов объявлен режим чрезвычайного положения. В знаменитом Арльбергском туннеле, соединяющем Австрию и Швейцарию, перекрыто движение. По ту сторону границы — ситуация ничуть не лучше.

В Давосе, где ежегодно проходит Всемирный экономический форум, сейчас ни пройти ни проехать. Коммунальщики работают в несколько смен, однако улицы по-прежнему представляют из себя непроходимую снежную западню.

«Мы уже вывезли за город несколько тонн снега. Но его как будто бы и не стало меньше. Нам потребуется ещё как минимум неделя, чтобы расчистить улицы», — рассказывает коммунальщик Норберт Груббер.

Любителей покататься на лыжах и сноубордах спасатели призывают не терять бдительности.

«Сейчас нам важно следить за тем, что будет в первые солнечные дни после снегопадов. В это время опасность схода лавин высока как никогда. А лыжники уже выйдут на склоны», — говорит начальник службы горных спасателей Романо Пайярола.

Здесь говорят, важно учесть печальный опыт недавний трагедии во французских Пиренеях. Накануне там из-за обледенения горного спуска разбились трое испанских лыжников. Сейчас в Альпах ждут улучшения погоды, но, как говорят метеорологи, на подходе к региону новый теплый фронт, который принесет с собой и новые снегопады.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2012-01-10/101538-rossiyskie_turisty_kotorye_reshili_pokorit_vysochayshuyu_goru_v_alpah_pogibli

«Последняя проблема Альп» была решена 75 лет назад

Больше половины территории Швейцарии занимают Альпы. Неудивительно, что почти каждый швейцарец если не альпинист, то хотя бы раз в жизни ходил в горы. Многие покорители вершин с мировым именем родились в этой стране, а еще больше спортсменов приезжают в Швейцарию, чтобы бросить вызов Маттерхорну, Юнгфрау, Айгеру и другим знаменитым трех- и четырехтысячникам.

Чем же их так заинтриговала гора, которой не хватило всего 30 метров для получения права именоваться «четырехтысячником»? Впервые Айгер, расположенный в Бернских Альпах, был покорен 11 августа 1858года Чарльзом Баррингтоном в сопровождении проводников из Гриндельвальда Кристиана Альмера и Петера Борена. Они совершили восхождение по западному склону. Однако за покорением вершины по самому простому пути всегда следуют поиски других, более сложных маршрутов.

К началу 30-х годов прошлого века в Альпах осталось всего три непокоренные северные стены: две из них были расположены в Швейцарии – склоны Маттерхорна и Айгера, еще одна вела на Гранд-Жорас в массиве Монблан на границе Франции и Италии.

Северная стена Маттерхорна была пройдена в 1931 году братьями Францем и Тони Шмидом, а Гранд-Жораса – в 1935 году Мартином Мейером и Рудольфом Петерсом. Таким образом, Айгер остался единственной «нерешенной проблемой» в Альпах.

За неоднократные неудачные попытки покорения почти отвесной стены высотой 1800 метров склон стали называть «стеной смерти», но это нисколько не умаляло интереса, который испытывали к негостеприимной вершине альпинисты.

В толще Айгера проходит туннель, по которому поезд доставляет туристов на «Вершину Европы» – конечную станцию железной дороги Юнгфрау.

Поезд делает остановку и на станции, расположенной в самом центре знаменитой Северной стены. К ней же было приковано внимание туристов и журналистов в начале 30-х годов прошлого века. Вооружившись биноклями, они следили за отчаянными смельчаками, пытавшимися покорить «великана-людоеда», как называли когда-то гору местные жители.

Читайте также:  Можно ли поставить гбо на дизельный двигатель (информация)

«Мы достигли высшей точки наполовину промерзшие, разбитые усталостью, с содранной кожей. Шторм усилился, снежная буря нас ослепляла, а плотный туман не давал разглядеть ничего в двух метрах. Мы пожали друг другу руки в нескольких метрах от вершины», – рассказывал один из первопроходцев Северной стены австриец Фриц Каспарек. Он начал подъем на вершину в связке со своим соотечественником Генрихом Харрером. Одновременно с ними по маршруту отправились немцы Андерл Хекмайер и Людвиг Форг. Находясь на стене, они решили объединить усилия. Четыре дня и три ночевки в сложнейших условиях провели альпинисты в борьбе с непогодой, камнепадом и снежной лавиной прежде, чем войти в историю. 24 июля 1938 года Северная стена Айгера пала. Гитлеровская пропаганда представила объединение альпинистов на склоне как символ аншлюса – состоявшегося незадолго до этого присоединения Австрии к Германии, а покорение стены – как триумф Третьего рейха. По возвращении фюрер лично принял спортсменов.

… 18 июля 1936 года баварцы Тони Курц и Андреас Хинтерштойсер и австрийцы Эди Райнер и Вилли Ангерер также объединили усилия при штурме Айгера. Им удалось найти идеальный подступ к Северной стене. Траверс, который теперь носит имя его первооткрывателя Хинтерштойсера, позволил альпинистам добраться до первого ледяного поля, обойдя опасный путь, который стоил жизни их предшественникам.

Однако коварный Айгер спутал все карты. Ангерер получил удар камнем по голове, он шел все медленнее. Преодолев две трети стены, группа приняла решение повернуть обратно. И тут небо заволокло тучами, пошел дождь. Скалы покрылись льдом, и изможденные альпинисты не смогли вернуться тем же путем, которым они начали восхождение.

Хинтерштойсер сорвался со скалы, Ангерер, уже потерявший создание, был удушен веревкой, а Райнер умер от переохлаждения. В живых остался только Курц, но у него не было снаряжения.

Его крики о помощи услышал обходчик железной дороги Юнгфрау в туннеле Айгера и поднял по тревоге спасателей, которые попытались добраться до Курца через «окно» в стене, сделанное на уровне одной из остановок поезда.

Альпинисту нужно было спуститься, хотя бы для того, чтобы ему могли передать снаряжение. Ему пришлось вернуться к телам Ангерера и Райнера за веревками. Он связал их и опустил вниз. Спасатели передали Курцу еще одну веревку, карабины и все необходимое. Однако и этой веревки оказалось недостаточно.

Теряя последние силы, Курц связал все, что у него было, и начал спуск. Ему оставалось всего несколько метров до спасателей, когда узел застрял в карабине. На этом последнем препятствии силы альпиниста кончились, спасатели слышали, как он пробормотал «я больше не могу…

», и последний из четверки умер… 

В 1963 году валезанец Мишель Дарбелле совершил первое одиночное восхождение по Северной стене Айгера. В 2008 году уроженец кантона Берн Ули Штек установил рекорд скорости, добравшись до вершины за 2 часа 48 минут, а тремя годами позже житель кантона Ури Даниэль Арнольд превысил его на 20 минут.

Среди тех, кого привлекает Северная стена Айгера сегодня, есть также российские и украинские альпинисты. Вот, что рассказал Нашей Газете.ch программист по специальности, мастер спорта Украины по альпинизму, «снежный барс» Юрий Круглов: «Айгер был моей мечтой много лет.

У меня дома собраны все книги, когда-либо изданные на эту тему. Хотелось пройти именно тот самый маршрут 1938 года по Северной стене». Юрию и его команде удалось это сделать в феврале 2007 года.

В 1997 году тем же маршрутом прошла команда из Санкт-Петербурга, а в 2006-м гора покорилась красноярцам.

«Пройти Северную стену Айгера в 1938 году — это был поступок уровня первого полёта человека в космос. Парни знали, что в случае неудачи они идут на смерть, и никто их не спасёт. Последнее особо важно. Я регулярно спасаю альпинистов в Крыму –  я знаю, что чувствуют попавшие в беду люди, оставаясь на стене», –  поделился с нами Юрий Круглов.

Что же такое скрывает Айгер на высоте 3970 метров, чем привлекает альпинистов всей планеты? Трудно разглядеть, стоя у подножия.

Источник: http://nashagazeta.ch/news/sport2/16008

Боденская трагедия: 15 лет назад авиакатастрофа над озером в предгорье Альп унесла жизни 71 человека

15 лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, в небе над Боденским озером в результате халатности швейцарского диспетчера столкнулись два самолёта — пассажирский лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing. В результате катастрофы погиб 71 человек, из них — 52 ребёнка.

Не найдя справедливости в суде, российский архитектор Виталий Калоев расправился с сотрудником швейцарской компании, которого он считал виновным в гибели своей семьи. Что же на самом деле привело к трагедии: стечение обстоятельств или ошибки экипажа и наземных служб, — разбирался RT.

Reuters

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых.

Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия).

В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide.

В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв.

Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания.

Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться.

Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.  

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа. 

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи
  • AFP

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой.

Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии.

Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • © Издательство «Эксмо»

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы.

А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь.

Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств. 

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них.

Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду.

Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Источник: https://pravdoryb.info/bodenskaya-tragediya-15-let-nazad-aviakatastrofa-nad-ozerom-v-predgore-alp-unesla-zhizni-71-cheloveka-122390.html

Ссылка на основную публикацию