Buick le sabre – представитель золотого века американского автопрома

История концепт-каров. Часть 6: Buick Le Sabre 1951 — DRIVE2

Итак, серия о концепт-карах 1950-х годов, чей дизайн был вдохновлен самолетами и аэродинамикой, продолжается. Сегодня, я попробую рассказать Вам, об одном из первых подобных концептов, сделанный все там же, в США, все тем же General Motors.

Представляю вам, читателям моего блога, Buick Le Sabre 1951 года:
Я бы назвал его «законодателем автомобильной моды» 50-х годов ХХ века, и это было бы вполне заслужено, так как именно этот концепт имел огромное наследие в автомобильной истории США и даже СССР, о чём я расскажу немного позже.

Для начала, его самыми отличительными чертами на то время являлись «самолётное» панорамное ветровое стекло, заходящее на боковину кузова, и ставшие характерными для многих автомобилей конца 1950-х годов хвостовые плавники, а также выразительный пропеллеро-подобный передний бампер.

Zoom

Этот концепт больше всего похож на истребитель — изогнутые формы, плавники, передний бампер и цвет придают ему элегантно-боевой вид

Zoom

Сзади так же напоминает истребитель или даже торпеду, но все красиво сочетается друг с другом

История создания Le Sabre заслуживает немного внимания, так как руку к нему приложил тот самый Харли Эрл, которого я упоминаю уже в четвертый раз в моих постах. Необычный внешний вид являлся попыткой совместить в себе дизайн современных реактивных самолётов и автомобилей. Эрл надеялся внедрить подобную концепцию стиля в автомобильном дизайне.

Новый концепт-кар стал продолжением известного Buick Y-Job 1938 года.

Как и остальные концептуальные автомобили за авторством Харли Эрла, он представлял собой не выставочный макет, а полнофункциональный автомобиль, приспособленный для передвижения по дорогам общего пользования — в течение последующих двух лет Эрл даже использовал его в качестве личного транспорта.

Эрл использовал авиацию в качестве вдохновения для многих своих проектов, а LeSabre был его шедевром. Поэтому, название произошло от реактивных истребителей Air Force Sabre. Строение и внешний вид напоминали конструкцию истребителя — в передней части располагалась имитация реактивной турбины, вместе с двумя фарами, а задние плавники взяты с Cadillac P-38 и сзади также была имитация турбины.

Zoom

Огромный багажник, на фото видно, что это даже не труба, ведущая куда-то, а просто декоративная деталь по центру

Говоря о технических характеристиках, автомобиль оснащался двигателем V8 рабочим объёмом 3,5 л, который мог работать на бензине или метаноле (как гоночные родстеры «500 миль Индианаполиса») и имел расположенный сзади трансэксл на основе автоматической коробки передач Buick Dynaflow, впоследствии заменённой на GM Hydramatic. Помимо этого, Le Sabre имел множество передовых функций, а именно: 12-вольтовую электрическую систему (большинство американских автомобилей того времени имели 6-вольтовую), подогрев сидений, прячущиеся за имитацией воздухозаборника реактивного двигателя фары головного света (в 1960-х и 70-х годах «прячущиеся» фары получили в США широкое распространение — например в Lincoln Mark III, IV и V), бамперы с «пулями» (позднее использованные в дизайне серийных Cadillac 1957-59 годов), датчики дождя, электрические разъёмы шасси для быстрой замены шин (эта идея спустя десятилетия будет перенята Формулой-1).

Zoom

Его 3,5л двигатель

Le Sabre — первый автомобиль GM, использующий расположенную сзади коробку передач (которая затем стала устанавливаться на Pontiac Tempest) и двигатель с алюминиевой головкой блока (который получили Buick Special и Skylark, Oldsmobile Cutlass F-85 и Jetfire, Pontiac Tempest и LeMans, а позднее и британские марки автомобилей, такие как Land Rover, Triumph, MG, и Morgan.

Салон Le Sabre

Zoom

Приборная панель — точно как в самолетах того времени

В настоящее время Le Sabre хранится в музее General Motors Heritage Museum и периодически появляется на автомобильных выставках.

Zoom

Как экспонат в музее GM

Zoom

Во время одного из последний появлений на публике

Zoom

Вид со стороны со сложенной крышей

Если Вы подумали, что на этом статья закончится — ошибаетесь. Le Sabre — это тот редкий случай, когда концепт был все-таки использован как проект серийной модели. Поэтому, его наследие не менее важно, чем сам концепт.

Восемь лет спустя, модель LeSabre была поставлена на конвейер, и с тех пор началось его серийное производство.

Возможно, серийная модель не выглядела так же оригинально и броско, но все же нашла своих ценителей, так как на протяжении многих лет LeSabre имел самую низкую базовую цену из линейки полноразмерных автомобилей Buick.

Всего было выпущено восемь поколений LeSabre, выпускавшиеся с 1959го по 2005й год. Почти пол столетия продержалась модель, которая пошла от этого концепта, что явно свидетельствует популярности этой модели.

Эволюция модели LeSabre:

Zoom

Первое 1959-1960 (сверху) и второе поколение 1961-1964 (снизу)

Zoom

Третье 1965-1970 и четвертое поколение 1971-1976

Zoom

Пятое 1977-1985 и шестое поколение 1986-1991

Zoom

Седьмое 1992-1999 и последнее, восьмое поколение Buick Le Sabre 2000-2005

Кроме самой модели Le Sabre, этим концептом был вдохновлен дизайнер Валентин Ростков — автор кузова ЗИС-112, легендарного совестского прототипа спортивного автомобиля. Внешне действительно имеет схожесть с его американским примером. Кстати говоря, можно найти много статей, прославляющих ЗИС-112, но почти нигде не написано, откуда был заимствован дизайн.

Заметили сходство? Это очевидно

Спасибо за чтение, Вам также могут быть интересны другие статьи на тему альтернативных концептов:
— История концепт-каров. Часть 1: Sir Vival 1958
— История концепт-каров. Часть 2: Aurora 1957
— История концепт-каров. Часть 3: Ghia Streamline X 'Gilda' 1955
— История концепт-каров.

Часть 4: Cadillac Cyclone 1959
— История концепт-каров. Часть 5: Buick Centurion 1958
— История концепт-каров. Часть 7: Chrysler Diablo 1957
— История концепт-каров. Часть 8: Oldsmobile Golden Rocket 1956
— История концепт-каров. Часть 9: Pontiac Club de Mer 1956
— История конепт-каров.

Часть 10: Lincoln Futura 1955

Источник: https://www.drive2.com/b/493739270939344909/

Buick LeSabre — ретротест

Buick LeSabre второго поколения выпускали с  1961 по 1964 год. Ежегодно дизайн автомобилей меняли, но начинка, по сути, оставалась прежней. Предлагали три двигателя V8 — рабочим объемом 4,9, 6,0 и 6,6 литра.

Коробки передач — механические, трех- и четырехступенчатая, либо автоматические, двух- и трехступенчатая.

В 1963 году сделали 171 183 автомобиля модели LeSabre с разными кузовами, из них двухдверных шестиместных седанов — всего 8328.

Дело, возможно, еще и в регулировках привода педали газа, но не только в них. Плавно тронуться на этом Бьюике очень сложно.

Вместо неторопливой поступи, приличествующей гиганту американской инженерной и дизайнерской мысли, он демонстрирует нечто странное.

Чуть переберешь с газом, и машина с сочным ревом прокручивает задние колеса, а на мокром асфальте и вовсе начинает вульгарно крутить попой. Что они там соорудили под капотом?

Сам из народа

Помнится, на уроках литературы в школе нам рассказывали всё больше про «типичных представителей». В литературе XIX века это, конечно, забитые крестьяне вроде тургеневского Герасима и брошенные на съедение хищническому капитализму барышни — скажем, Соня Мармеладова. Ну а в советской литературе царили рабочий, крестьянка и примкнувший к ним трудовой интеллигент.

Тонкая баранка, до боли напомина­ющая ту, что на ГАЗ‑24, в начале 1960‑х — вершина высокой автомобильной моды. Именно американцы изобрели огромные тормозные педали. Не попасть по такой сложно.
Приборов минимум. Нечего забивать голову обывателя лишней информацией! Рычажки хитро спрятаны под верхней частью панели приборов. Нынче производители хвастаются полированным металлом в салоне. Похоже, правда?

Buick LeSabre тоже достоин страниц учебника по истории автомобиля, поскольку является типичным представителем своего времени.

Модель с таким именем появилась в линейке фирмы, входящей в концерн General Motors, в 1959 году — в эпоху расцвета американского аэрокосмического дизайна.

Стилистика версии 1961 года стала заметно спокойнее: исчезли самые причудливые изломы кузова, даже хрома стало чуть поменьше. Но, меняя внешность своих моделей чуть не каждый год, американские фирмы над начинкой особо не мудрили.

В основе этого красно-белого великолепия — всё та же прочная рама. Спереди — независимая подвеска на поперечных рычагах (очень похожа на волговскую; вернее, волговская— на американскую), сзади — длинные рессоры. Под капотом — конечно же, огромный двигатель V8 и автоматическая коробка передач.

Кстати, для модели LeSabre в начале 1960‑х (этот двухцветный красавец — родом из 1963‑го) предлагали и механическую коробку. Но чудаков, которые выбирали такой агрегат, было совсем мало. А вокруг всего этого — хоть и двухдверный, но длиннющий и широченный кузов.

Вот вам и типичный ­представитель!

Делать большие зеркала даже для больших автомобилей считали излишним. Главное — изящество. Спицы, конечно, липовые. Это всего лишь колпак размером с батальонную кастрюлю.

Стеклоподъемники механические, форточка открывается поворотной рукояткой, а зеркало регулируется из салона.

Кстати, такой LeSabre с двухдверным стандартным кузовом был в 1963 году относительно недорог — его продавали за 2869 долларов, а за четырехдверный вариант просили 3004 доллара.

С чем сравнить? Базовый народный по американским меркам Chеvrolet Nova (самый дешевый представитель марки) обходился в 2040 баксов, а престижный, фетишизируемый в те годы в США Cadillac Fleetwood — аж в 9939 «зеленых».

Я много общался с «американцами» тех лет. Здесь — та же мягкая подвеска и убаюкивающие диваны. Не укачивает ли? Бывает. Но американские машины делали для американских дорог, а они в основном прямые и ровные.

Колдобин и всяких волн, сооруженных нерадивыми дорожниками, покупатели американских «крейсеров» на родине не видывали. А внешний рынок «большую тройку» в те годы мало волновал. При гигантском-то внутреннем спросе.

Конечно, мощности любого американского мотора хватало для приличного ускорения. Но тут — что-то особенное! Откроем капот?

Бицепсы и трицепсы

Под огромным, словно стол для пинг-понга, красным капотом — тюнингованный мотор с двумя карбюраторами. Приборы марки Edelbrock ставили, естественно, в комплекте с иным впускным коллектором. Такие комплекты продавала и продает до сих пор фирма Offenhauser.

Для продвинутого американского автомобилиста это имя значит очень много. Ведь Фред Оффенхаузер начал строить гоночные двигатели еще вместе со знаменитым конструктором 1920‑х годов Гарри Миллером.

Позднее компания делала и всякие прибамбасы для увеличения мощности серийных агрегатов. Их ставили, в частности, на так называемый 401‑й джиэмовский двигатель (401 кубический дюйм, или 6,6 литра, рабочего объема). Стандартный мотор в начале 1960‑х развивал примерно 280 л.с.

, а с комплектом Offenhauser — до 345 л.с. Правда, «лошадей» считали по стандарту SAE, но и это немало!

Красавец объемом 6,6 литра, да еще и с тюнинговым комплектом Offenhauser.

Как раз в 1960‑е годы в Штатах началась мода на форсированные модификации серийных машин, так называемые muscle cars.

Заводские «мускулистые» отличались не только более мощными двигателями, но и иной отделкой. А покупные комплекты позволяли превратить в нечто подобное обычный, даже относительно недорогой автомобиль.

При этом американцы не меняли ни подвеску, ни тормозá, ни рулевое! Безумству храбрых…

Вот в чем суть характера этого Бьюика. Нажал чуть порезче — и огромная «восьмерка», настойчиво подгоняя ленивую коробку передач, срывает корму в занос.

А ведь даже на прямой, причем не на великой скорости, постоянно невольно дергаешь руль, чтобы убедиться, что у красной баранки есть хоть какая-то связь с чем-нибудь там, под кузовом.

Зато на стоянке руль можно крутить чуть ли не одним пальцем, даже если он с длинным красным ногтем. С таким рулем и такой подвеской про поведение в поворотах и говорить-то неприлично.

Этот Buick не спортсмен. Скорее, физкультурник, причем не так чтобы гармонично развитый. Подобное случалось и с другими «физкультурниками», не только с американскими, хотя с ними — особенно часто.

ЧЕЛОВЕК И ДВИГАТЕЛЬФред Оффенхаузер по прозвищу Оффи (1888–1973; на фото — слева) — уроженец ­Лос-Анджелеса, сын выходца из Германии. В 1913 году поступил на работу к Гарри Миллеру — конструктору гоночных автомобилей. ­Совместно они сделали мотор, с которым Миллер выиграл гонки в Индианаполисе. В благодарность гонщик назвал двигатель именем талантливого механика.После банкротства фирмы Миллера в 1933 году Оффенхаузер выкупил часть оборудования и продолжил создавать моторы, прославившие многие американские гоночные автомобили. В 1946‑м Оффенхаузер продал бизнес, но марка существует до сих пор.
Читайте также:  Из bmw 3 сделали машину-акулу

Не приторно?

Притягательность настоящих американских автомобилей (тех, что «шире улицы») трудно отрицать. Ирония, сарказм, порой и раздражение — лишь доказательства тому, что равнодушными они не оставляют. Ну признаемся, есть в них магнетизм!

Помню, какими огромными глазами мальчишки 1960‑х смотрели картину Стенли Крамера «Этот безумный, безумный, безум­ный, безумный мир» — ровесницу, кстати, этого красного Бьюика. Для юных фанатиков, не избалованных разнообразием советского автопарка и иной информацией, этот фильм был почти энциклопедией американских автомобилей — необычных, разных, но всегда интересных.

Передняя спинка, откидывающаяся «с поворотом», - типичная американская конструкция. У задних пассажиров есть свои стекло­подъемники и, разумеется, пепельницы.

Привычные за океаном автомобили в Европе воспринимались совсем по-другому — как символ роскоши и отстраненности от проблем простого народа.

Скажем, в фильмах Феллини 1960‑х, особенно в «Сладкой жизни», американские машины, подчас с трудом умещающиеся в узких европейских улочках, играли роль сладкого — очень сладкого, порой до приторности.

А поскольку «американцы» тех лет с точки зрения европейского понимания автомобиля — изделия странные, то форсированный двигатель делает этот дорожный «крейсер» еще более необычным, а значит — притягательным.

Buick LeSabre

Да, может, немного и приторно, но как интересно! Тем более что я, наконец, более-менее приноровился к избыточной тяге в сочетании с сибаритской мягкостью подвески и ленивым, как разомлевший на солнце сытый кот, рулем. А в том, что с автомобилем надо искать общий язык, словно с живым существом, тоже есть определенная привлекательность.

Редакция благодарит Яниса Буку за предоставленный автомобиль.

Buick LeSabre — ретротест

Buick LeSabre второго поколения выпускали с  1961 по 1964 год. Ежегодно дизайн автомобилей меняли, но начинка, по сути, оставалась прежней. Предлагали три двигателя V8 — рабочим объемом 4,9, 6,0 и 6,6 литра.

Коробки передач — механические, трех- и четырехступенчатая, либо автоматические, двух- и трехступенчатая.

В 1963 году сделали 171 183 автомобиля модели LeSabre с разными кузовами, из них двухдверных шестиместных седанов — всего 8328.

Buick LeSabre

Делать большие зеркала даже для больших автомобилей считали излишним. Главное — изящество.

Спицы, конечно, липовые. Это всего лишь колпак размером с батальонную кастрюлю.

Тонкая баранка, до боли напомина­ющая ту, что на ГАЗ‑24, в начале 1960‑х — вершина высокой автомобильной моды. Именно американцы изобрели огромные тормозные педали. Не попасть по такой сложно.

Приборов минимум. Нечего забивать голову обывателя лишней информацией!

Стеклоподъемники механические, форточка открывается поворотной рукояткой, а зеркало регулируется из салона.

Нынче производители хвастаются полированным металлом в салоне. Похоже, правда?

Рычажки хитро спрятаны под верхней частью панели приборов.

Передняя спинка, откидывающаяся «с поворотом», - типичная американская конструкция.

У задних пассажиров есть свои стекло­подъемники и, разумеется, пепельницы.

Красавец объемом 6,6 литра, да еще и с тюнинговым комплектом Offenhauser.

Buick LeSabre — ретротест

Buick LeSabre второго поколения выпускали с  1961 по 1964 год. Ежегодно дизайн автомобилей меняли, но начинка, по сути, оставалась прежней. Предлагали три двигателя V8 — рабочим объемом 4,9, 6,0 и 6,6 литра.

Коробки передач — механические, трех- и четырехступенчатая, либо автоматические, двух- и трехступенчатая.

В 1963 году сделали 171 183 автомобиля модели LeSabre с разными кузовами, из них двухдверных шестиместных седанов — всего 8328.

Тонкая баранка, до боли напомина­ющая ту, что на ГАЗ‑24, в начале 1960‑х — вершина высокой автомобильной моды. Именно американцы изобрели огромные тормозные педали. Не попасть по такой сложно.

Приборов минимум. Нечего забивать голову обывателя лишней информацией!

Рычажки хитро спрятаны под верхней частью панели приборов.

Нынче производители хвастаются полированным металлом в салоне. Похоже, правда?

Делать большие зеркала даже для больших автомобилей считали излишним. Главное — изящество.

Спицы, конечно, липовые. Это всего лишь колпак размером с батальонную кастрюлю.

Стеклоподъемники механические, форточка открывается поворотной рукояткой, а зеркало регулируется из салона.

Красавец объемом 6,6 литра, да еще и с тюнинговым комплектом Offenhauser.

Передняя спинка, откидывающаяся «с поворотом», - типичная американская конструкция.

У задних пассажиров есть свои стекло­подъемники и, разумеется, пепельницы.

Buick LeSabre

Источник: https://surfingbird.ru/surf/buick-lesabre-retrotest—2rIb342Fe

Три прототипа Buick — Колеса.ру

Как-то так повелось, что марка машин Buick считается синонимом полного краха. Если вбить в поисковик любой вопрос насчет этого бренда, 9 статей из 10 будут содержать слово «неудачник» уже в заголовке.

Стереотип это или закономерность, но пресса питает устойчивую нелюбовь к этому торговому знаку. Что касается публики, то с годов 70-х прошлого века она перестала воспринимать автомобили с тремя щитами на капоте как современные средства передвижения.

Среди людей обеспеченных бытовало мнение, что такие авто специально производят для стариков, не умеющих ездить и напрочь лишенных чувства стиля. Это мнение разделил и я, когда в детстве посмотрел фильм «Приключения няни» на пиратской кассете.

Тогда я не имел никакого представления о данной автомобильной марке, поэтому слово «Бьюик» воспринял, как обозначение машины, которая странно выглядит. На самом же деле, все обстояло иначе…

Основатель компании, Дэвид Данбар Бьюик, вступил в новый век очень состоятельным человеком, продав патент на недорогой и эффективный способ эмалировки железных ванн. Им пользуются до сих пор.

Самоходная коляска Дэвида под названием Buick В представляла собой надежный и тяговитый транспорт. Благодаря ей к 1910 году Buick Motor Company стала вторым по величине предприятием в США, а главным конкурентом «дубовому щиту» был сам Генри Форд.

Чтобы играть с ним на равных, было мало собирать хорошие автомобили – следовало захватить все сферы рынка, какие только существовали на тот момент.

Потянуть это в одиночку оказалось непросто, и Уильям Дюрант, основной инвестор «Бьюика», принялся собирать под свои знамена другие независимые бренды. Так Buick Motor Company сделался ядром крупнейшей в мире автомобильной корпорации – General Motors.

Проект «Игрек»

Свой первый щит на гербе компании Buick получил в 1930-м. Это был древний шотландский герб, принадлежащий ее основателю.

Не велика ли кольчужка для производителя «старперских тачек»? Вовсе нет, тем более что в то время звезда бренда стояла высоко в зените.

В General Motors он был своего рода конструкторской базой, где разрабатывались и тестировались различные инновационные решения. Кроме того, инженеры Buick любили эксперименты, а один из них даже придумал автомобильную моду.

1 / 11

Название своего проекта Харли Эрл нарочно позаимствовал из авиационной промышленности. Буквой «игрек» там называли самые передовые модели.

3 / 11

Его кульминацией является изображение св. Христофора, размещенное в центре рулевого колеса.

Этим парнем был незабвенный Харли Эрл, о котором уже немало сказано здесь. Он с честью выдержал экзамен на профпригодность, построив в 1927 году Cadillac LaSalle.

А через 10 лет художник уже возглавлял «Отдел эстетики и цвета» в General Motors, который он сам же и создал. Это был первый в мире автобизнеса дизайнерский отдел, который занимался исключительно внешностью будущих моделей.

И одной из самых значительных его работ стал Buick Y-Job, концептуальный автомобиль.

Статьи / История

С каждым годом автовыставки приобретали все больший размах. На них алчущей эксклюзива публике представляли концепты самых невероятных форм и размеров. Как правило, большая их часть являлась пустышкой, не…

До момента презентации широкой публике проекта «Игрек» бренды если и практиковали строительство концептов, то исключительно в виде опытного образца. Это были ездовые прототипы для закрытого пользования.

Да и смотреть там, как правило, было не на что. Но Харли Эрл решил не просто испытать новый автомобиль – художник сделал его саморекламой.

На любой парковке Y-Job устраивал маленькое шоу, поскольку люди просто не могли пройти мимо него.

Вообще, 1938 год оказался для автомобильной Америки судьбоносным. На Ближнем Востоке была построена первая в мире нефтяная вышка.

У Штатов, больных Великой депрессией, начался рецидив, и президент Рузвельт приступил к изучению национального плана, который вылился в создание системы скоростных магистралей.

Все это запустило цепную реакцию событий, навсегда изменивших само определение поездки на автомобиле. Вскоре их количество возрастет, а скорость увеличится.

Своим концептом Харли Эрл предвосхитил новую автомобильную эпоху. Завистники, особенно пресса, сравнивали его с колдуном Саруманом, который видит будущее через волшебный хрустальный шар. Сам художник только улыбался в ответ.

Никакого шара у него не было, он просто умел видеть перспективу. К примеру, узнав, что качество дорог вскоре улучшится, он отразил это в своем новом проекте. Низкая посадка являлась основным дизайнерским приемом, на котором строился весь автомобиль.

Казалось бы, что здесь удивительного? Но до 1938 года дороги в Америке (да и везде) были настолько плохи, что машинам было жизненно необходимо иметь высокий клиренс, крепкую раму и мощные колеса с толстенными шинами и жесткими тормозами.

Только так удавалось не развалиться на части, минуя колдобины/ямы/канавы. Но для Y-Job этих проблем уже не существовало.

1 / 6

Харли пользовался Y-Job, как личным автомобилем, попутно его рекламируя.

2 / 6

До 1951 года, когда художник пересел на следующий свой концепт, отметка на тахометре Buick превысила 25.000 миль.

3 / 6

Автомобиль и сегодня выезжает на мероприятия, такие как конкурс элегантности Pebble Beach.

4 / 6

И где бы этот концепт-кар не оказался, он непременно становится шоу-стоппером.

Схожим образом дизайнер построил и кузов машины. В своем «Отделе эстетики и цвета» он ввел в обиход метод глиняного моделирования. Так, отсекая лишние куски глины от макета, Эрл увидел облик будущего авто.

Так называемый «понтонный» кузов, дутые крылья, «заползавшие» на двери… Плавные очертания фронта переходили с крыльев на задний бампер, сливаясь в единую линию. Выхлопная система была органично встроена в корпус, а крышка заднего отсека напоминала корму яхты.

Машин с таким обликом на американских дорогах попросту не существовало!

При этом Buick Y-Job изобиловал технологическими новинками. Построенный на шасси серийного автомобиля с рядным восьмицилиндровым двигателем (объем 5 248 см³, мощность 141 л. с. при 3 600 об/мин), концепт имел целый ворох стилевых фишек. Чего только стоит система складывающейся крыши, состоящая из сервопривода и элегантного автоматического люка.

А ведь в проекте «Игрек» были еще задействованы слепые фары, утопленные дверные ручки, полусферические бамперы, решетка-водопад, закрывающая радиатор и колпаки на колеса с «газотурбинными» кольцами.

Вскоре все это появится на машинах других производителей, а такая архитектурная особенность, как маскот в виде мишени, станет столь популярной, что будет применяться на серийных моделях Buick еще многие годы спустя.

1 / 2

Интерьер машины выполнен в стиле арт-деко.

2 / 2

Его кульминацией является изображение св. Христофора, размещенное в центре рулевого колеса.

Статьи / История

Но даже совершенные формы этой трехлучевой звезды меркнут с теми фигурами, что устанавливались на капоты авто в середине прошлого века. Нам, постсоветским детям 1990-х, и здесь достались огрызки западной культуры….

Харли Эрл знал, что руководство GM не допустит, чтобы его проект попал в серийную разработку. Слишком уж радикальную внешность имела его машина. Художник неоднократно убеждал директоров, что «именно так вскоре будут выглядеть все автомобили!», но его не хотели слушать.

Даже критики и пресса высмеяли Y-Job, когда тот, в 1938-м, был, наконец, представлен миру. По этому поводу Эрл не очень-то переживал. Он знал, как на самом деле реагирует на машину публика. В течении полутора лет художник пилотировал Y-Job лично и видел, какая вокруг него образуется толпа, стоит лишь выехать на обочину.

Читайте также:  Как проводится независимая оценка стоимости автомобиля в 2018 году

А еще Харли знал, что вскоре все производители Америки будут равняться на его концепт.

Оные интерес проявили. Уже через год радиаторная решетка-водопад превратилась в стилистическую особенность всех Бюиков, покидающих конвейер. В 1948 году модель Cadillac Sixty будто на кальку скопировала очертания задних фонарей и бамперов.

А чуть позже и вовсе разыгралась мода на «плавниковый стиль», предтечей которому являлся Y-Job – концепт-кар. Сегодня эту машину можно увидеть в музее Альфреда Слоуна, расположенном в городе Флинт, штат Мичиган. Концерн General Motors проявил редкую проницательность, оберегая ее все эти годы.

Кое-кто там до сих пор считает Buick Y-Job национальным достоянием – первым концептуальным автомобилем в истории.

Снаряд на гидравлике

Признание инженерного потенциала Buick после концепта Y-Job не заставило себя ждать.

Пусть никто открыто не проявлял симпатии к инженерам бренда, все же конкуренты быстро смекнули, что с этими ребятами стоит считаться.

По крайней мере, больше никто не позволял себе обидных высказываний в адрес машин имени Д. Д. Бьюика. А ведь в 1929-ом Уолтер Крайслер ославил фирму на весь мир, назвав весь модельный ряд Buick «беременным»!

Этому способствовали перемены, происходящие в Штатах. Через шесть лет после прекращения боевых действий Гарри Трумен объявляет, что Германия больше не считается врагом Америки официально.

В том же 1951 году заработала первая в мире экспериментальная электростанция (Арно, штат Айдахо), а группа американских физиков совершила прорыв в области электроники, изобретя плоскостной транзистор. Тогда же студия XX Century Fox выпустила в прокат фильм «День, когда Земля остановилась», предвосхитив повальное увлечение фантастикой.

Люди наконец-то перестали думать о прошлом и с надеждой смотрели в будущее. И задачей автопрома являлось воплощение их мечтаний. Автомобильный дизайн переживал свой ренессанс.

1 / 4

Размеры «экспериментального Бьюка» таковы: длина – 4890 мм, колесная база – 2946 мм.

2 / 4

Имеет задний привод и 2-диапазонный «автомат».

3 / 4

Кроме того, ХР-300 имеет функцию гидравлического запирания дверей, которая срабатывает, едва заводится зажигание.

Концерн General Motors влился в общую волну с целым ворохом концептов. Многие из них поражали публику своей внешностью, как, например, футуристичный Le Sabre руки знаменитого Харли Эрла. Но были среди них и машины, способные удивить сложной инженерией. Например, Buick XP-300.

Это был удивительный концепт-кар, далеко отошедший от традиционных правил автомобилестроения. Его раму и корпус изготовили из алюминия и редкого сплава металлов, известного как хромоний. Как правило, данное «вещество» используют при изготовлении гоночных болидов – например, для их трубчатых каркасов. Это очень прочный и легкий сплав, способный значительно снизить снаряженную массу авто.

Под капотом «экспериментального Бьюика» находится 3,5-литровый «движок» V8 с наддувом, снабженный четырьмя авиационными карбюраторами и работающий от бензина и метила. Во время его запуска активизировалась механическая последовательность карбюраторов, а при разгоне включался спиртовой, отчего возрастала скорость, и даже дворники шуровали по стеклу с удвоенной силой.

Мощность этого зверя достигала 335 л. с. (а на дворе был 1951 год, между прочим!), двигатель раскручивался до 15 000 об/мин, а максимальная скорость составляла 140 миль/час. Когда мотор перегревался, его можно было охладить через воздушную шахту на капоте, оборудованную гидравлическим приводом.

Ясное дело, что при таких данных автомобиль комплектовался тяжелыми тормозами и двумя топливными баками – для бензина и спирта.

1 / 3

Buick Xp-300 попал в музей Альфреда Слоуна в 1965 году одним из первых экспонатов.

2 / 3

Также концепт был первым, кто сразу же подвергся реставрации, т.к. участвовал в огромном количестве автошоу.

Статьи / История

Затем некий Густав Лаваль запатентовал устройство для подачи сжатого воздуха под днище транспорта. Следом за ними эту идею в разное время пытались лоббировать русские инженеры во главе с…

Нельзя не отметить и «вау-фактор» XP-300, обеспечивший концепту прописку на самых престижных автошоу планеты.

Внешность этого Бьюика, его авиационные мотивы и странная притягательность сделались символами возрожденного автопрома, своего рода заявкой GM о вступлении в большую игру.

Съемный верх, ребра по всей линии боковин, капот и передние крылья, сваренные единым блоком, стоп-сигналы в виде сопел, панель торпедо, усеянная многочисленными приборами – все это создавало образ абсолютно нового автомобиля, готового к серьезным нагрузкам и скоростям.

Спроектировал и построил этот концепт-кар Чарльз Шейн, старший инженер и главный дизайнер Buick Motor Company. На своей должности этот человек прослужил с 1921 по 1956 годы.

Это был прогрессивный мыслитель, сделавший прекрасную карьеру в General Motors. Его главной страстью в жизни были автомобили, которые Шейн коллекционировал.

При этом он всегда напоминал людям, что «коллекционирование машин – это хобби, а работа – это создание современных авто для завтрашнего дня».

Дикая кошка

Год 1953 был для GM судьбоносным благодаря тому, что головное подразделение концерна выпустило одну из самых знаменитых своих моделей – Chevrolet Corvette.

Остальная Америка тоже не спала: в 1954-м была основана сеть ресторанов быстрого питания Burger King, а среди таблоидов появился первый номер Sports Illustrated – издания, способствовавшего популярности зрелищных видов спорта.

Соперничество в США не просто культивировалось – оно множилось в геометрической прогрессии. А автопромышленность задавала тон в этой корпоративной борьбе.

Инженеры Buick восприняли Chevy Corvette, как личный вызов. И уже через год после дебюта этой модели представили новый спортивный родстер, Wildcat II. Это была маленькая технологичная машинка, со взрывным темпераментом, ориентированная на молодую публику.

Она сильно отличалась от всего, что существовало тогда на автомобильном рынке, и не походила ни на самолет, ни даже на своего предшественника, респектабельный кабриолет Wildcat I. Этот автомобиль выглядел, скорее, как дикий зверь, оскаливший клыкастую пасть.

Его внешность без всяких намеков давала понять, что «Дикий кот» обладает стремительной динамикой и поистине первобытным характером.

1 / 7

Более «приличные» концепты Wildcat I и III, а следом «коробочная» версия «Дикой кошки», ушедшая в серию. Общим у этой бледной машины с его спортивным однофамильцем служит только название.

Да, эта машина была построена на одной платформе с Corvette, и в чем-то даже казалось на него похожей (кормой, к примеру).

Но при этом Wildcat II выглядел куда более спортивным и мускулистым – это был настоящий хищник из джунглей, воплощенный в металле и фибергласе! Фишкой его дизайна была агрессивная линия капота и передних крыльев, открытые колесные арки и, конечно же, клыкастый бампер. В 1954-м инженеры Buick продвинулись далеко вперед в области кузовостроения, что и продемонстрировали в своем концепте. Все его покрытия были выполнены на самом высоком уровне, а наружные детали блестели полированной нержавейкой такого качества, которое и не снилась остальным конкурентам. Любопытно здесь и торпедо, выполненное на заказ, и полусферическое лобовое стекло с экстремально большим уклоном.

У всех деталей Wildcat II точеные контуры, и облик автомобиля имеет нарочитую завершенность.

Дизайнеры Нед Николс и Харли Эрл (курировавший проект) предоставили на выставке Motorama General Motors 1954-го абсолютно новую версию спортивного автомобиля.

При этом Wildcat II был ездовым прототипом: под его капотом рычал 220-сильный «движок» V8 с четырьмя карбюраторами, производства Buick. Публика тогда переполошилась всерьез, ведь рядом с этой машиной Chevrolet Corvette выглядел куцей поделкой.

1 / 11

Исполненный кошачьей грации и красоты. Прирожденный спортсмен, истинный родстер Wildcat II так и остался в единственном экземпляре…

Статьи / История

Андерсон, три круга! Прежде чем познакомить вас с вышеозначенным автомобилем, давайте поближе узнаем представителей мультяшного семейства. Пусть вас не беспокоит, что их так много – невзирая на…

Назревал конфликт интересов, поэтому директора General Motors решили не давать повода для внутрикорпоративной войны. Родстер Wildcat II объявили вне игры за его нетипичную внешность, хотя у него были все шансы уйти в серию, а выпуск Корвета, наоборот, увеличили. Так еще один перспективный концепт-кар пополнил музейную экспозицию – хотя бы там он способен ежедневно удивлять любителей ретро.

Эпилог

Вот какие сокровища таятся за знаком с тремя щитами – а ведь я перечислил далеко не все. Автомобили вроде ракетоподобного Le Sabre, агрессивного Centurion, мускулистого Phantom до сих пор существуют в единственном экземпляре.

Их влияние на американский автопром сложно переоценить: аналогов им не было, да, наверное, уже и не будет. Но даже перед тем, как погрязнуть в серой посредственности, Buick Motor Company выпускала «иконописные» серийники вроде Electra и Invicta.

Так почему же к этому бренду все упорно лепят клеймо неудачника?

Я думаю, причина в ее основателе, Дэвиде Данбаре Бьюике. Свою компанию он покинул еще в 1908 году, из-за того, что… почувствовал себя лишним. Он всегда был изобретателем, а потоковое производство Бьюика раздражало. От Уильяма Дюранта он получил щедрые отступные – $100 тысяч.

Эти деньги инженер выбросил на ветер, неумело играя на бирже и вкладываясь в убыточные предприятия. Дошло до того, что Бьюик оказался на улице без гроша: вокруг ездили десятки автомобилей с его именем на капоте, а он даже такси не мог себе оплатить.

Скончался изобретатель от рака кишечника, до самой смерти проработав инструктором ремесленного училища… Так что когда в очередной раз будешь праздновать день автомобилиста, сиречь пятницу, не забудь, дорогой читатель, поднять рюмку за мистера Бьюика. А то и две.

Ради памяти и невероятных машин, которых без него, наверное, никогда и не было бы.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/istoki-kontseptualnosti-tri-genialnyh-prototipa-buick

General Motors Le Sabre

?Rocky G — эстетствующий циник… (rocky_g) wrote,
2015-10-14 09:00:00Rocky G — эстетствующий циник…
rocky_g
2015-10-14 09:00:00

Есть люди и автомобили, которым суждено войти в историю. Часто они не зависят друг от друга, однако бывают моменты, когда выдающиеся люди создают выдающиеся автомобили.

В 1923 году пост генерального директора General Motors занял Альфред Причард Слоун, ставший легендой корпорации.

Его авторитет был так незыблем, что и десятилетия после его смерти в 1966 году, кабинет руководителей GM, принимая важные решения, задавался вопросом: а как бы поступил Слоун?Альфред Слоун сумел наладить слаженную работу огромной и разрозненной дилерской сети GM. Он стремился применять к работе научный подход и передовой опыт.

Слоун был пионером внедрения в автомобильную промышленность планируемое устаревание машин, хотя почти сто лет спустя это привело к печальному результату. Также Слоун внедрил позиционирование брендов, создав лестницу марок, по которой покупатель поднимался вместе с ростом своего дохода.

В то время, когда весь мир строился заново после Второй мировой войны, США испытывали небывалый экономический подъём, заработав на войне баснословные капиталы. Американцы, на волне улучшающихся условий жизни захотели иметь новые лучшие автомобили, понимая, что довоенный автопром сильно устарел. В это время в Америке наступил золотой век автомобилей.

Покупатели располагали средствами, корпорации были готовы предоставить товар. Оставалось одно – показать потребителям, что предлагаемые машины лучше, чем у конкурентов, а значит заставить покупать.Рекламные площадки только зарождались, телевидение было в зачаточном состоянии, а специализированных автомобильных журналов ещё вообще не было…

И дальновидный Альфред Слоун придумал новый способ привлечь покупателей.

Читайте также:  Двигатель ferrari вновь обошел всех конкурентов

Из ежегодного отчётного смотра новых моделей GM в Нью-Йорке, Слоун создал настоящее шоу, где вниманию посетителей предлагались не просто автомобили, а дрим-кары! В первый же день выставки её посетили десять тысяч человек! А количество оформленных к вечеру предзаказов убедило корпорацию в том, что это прекрасный способ продавать новые машины.

Так было принято решение о проведении ежегодной Моторамы Дженерал Моторс.Одним из самых значимых для GM в частности и автомобильного мира вообще, было решение Альфреда Слоуна взять на работу дизайнера из Лос-Анжелеса – Харли Эрла, которому было суждено стать величайшим автомобильным дизайнером, создававшим целые эпохи. Модели, к которым он приложил руку, были растиражированы в количестве 50 миллионов машин. А его дизайнерские и стилистические находки и решения моментально подхватывали конкуренты.

В 1927 году Харли Эрл создал свой La Salle, определивший облик американских автомобилей на десятилетия вперёд. А спустя двадцать лет, Эрлу суждено было совершить революцию и начать новую эпоху – эпоху аэродинамического дизайна!

Первым автомобилем нового дизайна стал Кадиллак 1948 года, чей облик был создан под впечатление увиденного Эрлом самолёта Lockheed P-38 Lightning. Этот самолёт не был выдающимся, однако привлекал к себе внимание редкой двухбалочной схемой фюзеляжа.

Дизайнер увидел в этом самолёте линии автомобиля – задние крылья Кадиллака заканчивались на манер хвостовых килей Локхида. Автомобиль моментально стал символом успеха и предметов вожделения американцев.

Именно такой Кадиллак Элвис подарил маме, именно такому Кадиллаку Брюс Спрингстин посвятил песню…Воодушевлённый успехом, Харли принялся за создание нового автомобиля мечты.

Результатом его работы стал представленный на Мотораме 1951 года легендарный концепткар – Le Sabre, автомобиль, бросивший вызов всему автодизайну, автомобиль, который теперь принято называть манифестом нового аэростиля. И вновь Эрл был вдохновлён небом и авиацией – настала эра реактивных самолётов.

В основу дизайна лёг North American F-86 Sabre. Характерный воздухозаборник истребителя был перенесён на машину, за его фальшрешёткой скрылись сдвоенные фары головного света. Передний бампер, разделенный надвое, венчали хромированные пули, олицетворяя собой ракеты под крыльями самолёта.

Автомобиль получил большое панорамное стекло, открывающее просторный обзор вокруг, подобно фонарю кабины пилота. Наконец сзади автомобиль имел большой стоп-сигнал, стилизованный под реактивное сопло и, конечно, огромные плавники, подобные самолётному килю.Все эти элементы дизайна стали определяющими для автомобилей на следующие два десятка лет. А Харли Эрл вновь создал американский автомобиль!

The GM Concept Car LeSabre 1951

Под капотом автомобиля был установлен большой и мощный экспериментальный двигатель с наддувом. Особенностью двигателя была его работа на двух типах топлива. В двух баках, размещённых в задних крыльях, содержались бензин и метанол.

В режиме спокойной езды, двигатель работал на бензине, но стоило притопить педаль в пол, в двигатель начинал поступать метиловый спирт, и машина уверенно набирала ход. Его серийная упрощённая версия позже устанавливалась на автомобили концерна.

Ровному движению автомобиля также способствовала удачная развесовка, ставшая следствием размещения АКПП у заднего моста, как у гоночных болидов.Внушительный пятиметровый автомобиль обладал спортивным характером.

Помимо мощного двигателя этому способствовал и относительно лёгкий кузов, сделанный из тонколистовой стали, алюминиевых панелей, деталей из магниевого сплава и стекловолокна.

Двигатель:

Алюминиевый, расположенный спереди продольно V8, с наддувом, с двумя карбюраторамиОбъём — 3.5 лМощность — 335 л. с.Момент — 517 НмРазгон до 100км/ч — 8 сМаксимальная скорость — 183 км/ч

Трансмиссия:

4-ступенчатая АКПППривод — заднийТопливо — бензин премиум и метанолОбъём топливного бака — 2х75.7 л

Кузов:

Двухдверный двухместный кабриолетДлина — 5.127 ммШирина — 2.014 ммВысота — 1.270 ммКлиренс — 152 ммКолесная база — 2.921 ммПередняя колея — 1.473 ммЗадняя колея — 1.524 ммПолная масса — 1.723 кг

Подвеска:

Передняя — независимая, рычаги, резиновые цилиндрические торсионы, амортизаторыЗадняя — зависимая, Де Дион, полуэллиптические рессоры с амортизаторамиТормоза — вентилируемые барабанныеДиски — 13 x 5.5 дюймовШины — 8.

00-13 дюймовПроизводство — General MotorsДизайн — Харли ЭрлГод выпуска — 1951Начинка Le Sabre была подстать его эффектной внешности. Машина была напичкана всем, чем только можно, всем самым удобным и прогрессивным. Одно только панорамное лобовое стекло притягивало внимание зрителей.

Ну а то, что это стекло, в силу конструкции, сильно искажало для водителей окружающую обстановку – так это мелочи! Автомобиль оснащался 12-ти вольтовой электрикой, редкой на тот момент. Это позволило оснастить автомобиль сервоприводами всего, что только можно.

На приборной панели автомобиля, помимо привычных указателей, появились компас и альтиметр – бесполезные, в общем-то, для водителя приборы, но ещё больше роднящие машину и самолёт.В распоряжении пассажиров были регулируемые сиденья с подогревом, электростёкла дверей, встроенные гидравлические домкраты по углам автомобиля и датчик дождя.

В отличие от современных датчиков, распознающих капли дождя и включающие дворники, электроника Le Sabre автоматически поднимала крышу автомобиля! Электроника закрывала крышу, даже если автомобиль стоял без водителя.Вообще, Харли Эрл называл своё детище лабораторией на колёсах.

Однако, в отличие от большинства шоу-каров и экспериментальных автомобилей, использовался Эрлом по прямому назначению. После того, как машина была показана на нескольких выставках и автошоу, Харли два года использовал её для ежедневных поездок, накатав за это время около 45 тысяч миль.За это время машину частенько одалживали для разных целей.

Однажды Le Sabre использовал генерал армии и 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр, прибывший на нём на ежегодную сессию НАТО в Париже.После успеха Le Sabre, Харли Эрл увлёкся созданием компактного американского спорткара, представив публике Корвет.

А в 1958 году выдающийся руководитель бюро Искусства и Цвета ушёл на заслуженный отдых, представив напоследок модели следующего года, а так же два своих последних дрим-кара на Мотораме – вдохновлённые ракетами GM Firebird III и Cadillac Cyclone.

В 1959 году имя Le Sabre было дано новому Бьюику. В этой связи и сам концепт 1951 года часто называют Бьиком, хотя это не верно. Модели под этим именем продержались на конвейере до 2005 года.

Источник: https://rocky-g.livejournal.com/1995942.html

Седан Buick LE Sabre

Год выпуска 1999
Тип кузова Седан
Длина, мм 5080
Ширина, мм 1867
Высота, мм 1448
Количество дверей 4
Количество мест 6
Объем багажника, л
Страна сборки США
Максимальная скорость, км/ч 200
Время разгона до 100 км/ч, сек 8.4
Двигатель Бензиновый
Рабочий объем, см3 3791
Мощность, л.с. / оборотах 205/5200
Момент, н·м / оборотах 312/4000
Расход по трассе, л на 100 км 7.8
Расход в городе, л на 100 км 12.4
Расход комби, л на 100 км 9.8
Тип коробки передач Автоматическая, 4 передачи
Привод Передний
Показать все характеристики

К сожалению, эта модель уникальна в своем ценовом диапазоне или больше не выпускается.

Buick LE Sabre, 2000 г

Машина отличная. Несмотря на то, что уже необходимо делать замену некоторых деталей, Buick LE Sabre остается лучшим автомобилем. Душа у машины обнимает каждый раз, когда садишься за руль, поэтому это хочется делать каждый день. Под капотом 172 л.с. (126,5 кВт). Рабочий объём двигателя 3800 см куб, переваривает 92-й бензин.

За свои немалые годы Buick LE Sabre отходил сто с копьём миль (пару дней назад «сотка» только показалась на одометре). С момента «рождения» машина находилась в США, после как подросла, переехала в Россию. Получила гражданство, прописку и всё остальное, продолжает жить и радовать близких. Ездить одно удовольствие. Buick LE Sabre имеет просторный, велюровый салон с мягкими сиденьями.

Комфорту способствует очень энергоемкая и немного валкая подвеска. Руль не «ватный», как любят говорить про американские автомобили, но очень легкий и информативный. С запчастями есть немного проблемы, все под заказ со Штатов. Но, впрочем, найти можно все. Когда едешь на Buick LE Sabre по тесным городски улочкам – на тебя все обращают внимание.

Сразу видно, что машина имеет американское происхождение и приятный «олдскульный» дизайн.

   Достоинства: плавность хода. Мощный мотор. Машина – легенда.

   Недостатки: запчасти под заказ. Возраст.

  Анатолий, Москва

Buick LE Sabre, 2001 г

Переехал жить и работать в США, город Хьюстон. Около 7 месяцев ездил на чужом Ягуаре 5.0 л и Хонде Пилот 3,5 л (иногда была возможность на Инфинити покататься, Форде Ф-250 ну и еще что-то удaвалось опробовать. Но пришло время покупать себе машину.

Бюджет был до 3 тысяч, но хотелось что-то в районе 2-х. Для чего и почему купил эту Buick LE Sabre? Ответ простой — нужно было средство передвижения любого вида. Состояние же хочется всегда идеальное за меньшие деньги, но такого не бывает. Мой первый автомобиль после переезда в США.

Большой, очень плавный, комфортный и надежный, если за ним следить и вовремя все обслуживать. За три года успешно проехал 90 тыс. миль. По запчастям и обслуживанию за год на машину было потрачено около 1000-1200 с учетом работы и запчастей плюс колеса.

В целом выходит не дорогое годовое владение с учетом цены машины при покупке 2200.

   Достоинства: комфортный. Плавный. Просторный.

   Недостатки: возраст.

  Максим, Хьюстон

Выберите на карте ближайшего к Вам официального дилера Buick.

×

Чтобы посмотреть контактные телефоны дилера, часы работы, фотографии автосалона, отзывы о нём и схему проезда — нажмите ссылку «Увеличить карту».

Buick LE Sabre / Бьюик Ле Сейбр

Полноразмерный легковой седан Buick Le Sabre, выпускавшийся c 1959 по 2005 год компанией GM, долгое время был самым дoступным автомобилем в своем сегменте. В 2000-м году фирма Buick выпускает последнее восьмое по счету поколение Le Sabre, построенное на унифицированной переднеприводной платформе с кодовым индексом G.

Автомобиль получил массивный кузов с длинными свесами и широким капотом. Спереди привлекают внимание овальная радиаторная решeтка c выразительными фaрами светотехники.

Низкий бампер и стремительные боковые линии подчеркивают динамичный характер этого седана, а хромированный пакет декоративных элементов указывает на премиум-класс.

Салон Buick Le Sabre отличается типично американским подходом к дизайну. Благодаря низкому трансмиссионному тоннелю спереди в зависимости от исполнения может устанавливаться сплошное 3-местное сиденье. Селектор выбора передач традиционно расположен возле руля. На центральной консоли имеются блоки управления аудиомагнитолой, а также климат-контролем.

Применение кожаных материалов в гармоничном сочетании с натуральными деревянными вставками заметно повышает ощущение качества и премиальности. Опционально автомобиль мог комплектоваться системой кoнтроля давления шин, подогревом сидений, датчиками дождя. В стандартном исполнении для Buick Le Sabre был доступен 3.

8-литрoвый двигатель c V-образным развалом 6-ти цилиндров, сочетающийся с 4-скоростной автоматикой.

Источник: https://avto-russia.ru/autos/buick/buick_le_sabre.html

Ссылка на основную публикацию