10 самых стильных и всенародно любимых авто советского производства

ТОП-10 самых стильных автомобилей СССР — «Автомобильный дизайн» на DRIVE2

Автомобильный дизайн в СССР жестко регулировался бюрократическими нормами и производственной необходимостью. Полет фантазии талантливого художника в большинстве случаев обрывался в темном кабинете какого-то директора, партийного руководителя либо министра.

На фоне одноклассников европейских и американских марок, советская техника, зачастую, смотрелось блекло и могла конкурировать разве что соотношением цена/качество. Тем не менее, определенное количество серийных моделей из СССР можно смело назвать симпатичными и даже трендовыми.

Предлагаю вашему вниманию свой личный рейтинг ТОП-10 самых стильных авто советского периода.

10 место: Иж-2125 «Комби» 1973-1982, первый советский хэтчбек, спорный экстерьер, но что-то в нем определенно есть. Щегол)

9 место: ВАЗ-2121 «Нива» 1977-1992, самобытный дизайн без заимствований у западного автопрома и передовая концепция.

8 место: ГАЗ-24 «Волга» первой серии 1970-1974, элегантная, лаконичная и стремительная на фоне своей предшественницы.

7 место: РАФ-977EМ «Латвия» 1968–1975, советские хиппи вполне могли бы ездить на подобных бусиках.

6 место: экспортный 4-фарный «Москвич-408» 1964-1969, жутко стильный и харизматичный аппарат, который пользовался большой популярностью даже в странах Западной Европы.

5 место: ЗИЛ-117 1971-1978, седан люкс-класса, созданный на базе правительственного лимузина. Существует легенда, что модель была построена по личной просьбе Л. И. Брежнева, который любил самостоятельно садиться за руль. Помимо строгого черного, автомобиль окрашивали в темно-синий и темно-вишневый цвета.

4 место: ГАЗ-13Б 1961-1962, «Чайка» с открытым кузовом типа «фаэтон» и мягким складывающимся верхом с электрогидравлическим приводом. Всего было выпущено около 15 подобных машин, за которыми сейчас охотятся коллекционеры. Могла бы возглавить ТОП, но все портит вторая пара дверей)

3 место: ВАЗ-2103 1972-1984, символ успеха и престижа 70-х, почти «иномарка» с итальянской родословной и благородной внешностью.

2 место: ЗАЗ-966Э Eliette 1967–71, экспортный «Запорожец», линии кузова которого перекликались с американским Chevrolet Corvair, хотя философия машины была чисто европейской: легкий вес, простая конструкция и милый облик, приятный глазу.

1 место: ЗИС-101 1936-1939, именно 30-е годы считаются «Золотым веком» автомобильного стиля и дизайна. Даже в СССР выдавали настоящие шедевры, пусть даже с оглядкой на заокеанские Buick и Packard.

Также рекомендую к изучению материалы из серии «Мощь автопрома СССР»: миллионные машины и площадки готовой продукции.

Источник: https://www.drive2.ru/b/460646719722359930/

Лучшие авто СССР

 

На протяжении довольно длительного периода времени в нашем государстве существовало две всем известных проблемы. Одна связана с определенной категорией соотечественников, другая – с путями, по которым вынуждены наши граждане передвигаться. Но в начале прошлого века образовалась третья беда – сфера промышленного производства, которая занимается изготовлением легковых автомобилей.

Удивительно, но в стране, которая может гордиться производством великолепной сельскохозяйственной и военной техники, мощных грузовиков, космический ракет, кораблей, самолетов и вертолетов, до сих пор не могут создать одно, действительно качественное и интересное легковое транспортное средство, на которое могут посмотреть иностранные граждане и сразу сказать – да, это действительно лучшая машина, которую я когда-либо видел.

Несколько возможных причин отечественных неудач в сфере производства легковых автомобилей

Автомобильная промышленность нашей страны зародилась во времена существования СССР. В то время, любое производство было призвано удовлетворять потребности всего общества, а не желания одного, отдельно взятого человека. Это подтверждает многим известный лозунг:

Суть этого изречения некоторые граждане не совсем правильно интерпретируют. Они считают, что в данном лозунге заключается посыл – сделать автомобиле доступными каждому гражданину нашей страны. С одной стороны, это действительно так.

С другой – цель заключалась именно в создании транспортных средств. То есть, чисто функциональных систем, способных ускорить процесс перемещения определенного числа людей из одной точки в другую.

Все! Ни о какой внешней красоте, эстетике и комфорте речи не велось!

То есть, государство посчитало, что производимым им автомобилям совершенно не обязательно быть красивыми и максимально удобными для простого потребителя. Это первый фактор, который привел к застою отрасли, которая так и не смогла достигнуть своего расцвета.

Второй фактор – отсутствие конкуренции. Иностранных моделей практически в стране не было – их в крупных населенных пунктах можно было подсчитать буквально на пальцах двух рук.

Потребитель же брал только то, что ему предлагали в магазинах. Не существовала даже возможность выбора среди отечественных вариантов.

Если есть в наличии Жигули – бери Жигули, предлагают Запорожец – надо брать, иначе и его не будет!

Последний фактор – небольшое количество выпускаемых моделей для достаточно крупного государства, часть из которых изготавливались как спецсредства, то есть, приобрести их обычному человеку было практически невозможно.

Казалось бы, ситуация должна была измениться после развала Советского Союза, так как появилась у автопроизводителей возможность вести конкурентную борьбу с другими компаниями. Но часть отечественных производителей легковых транспортных средств банально не смогло предложить покупателю что-то, что было бы лучше иностранных аналогов, потоком хлынувших в Россию.

Сегодня львиная доля производства легковых машин приходится на компанию АвтоВАЗ. Но даже постоянные вливания государственных денег и приглашение на престижные должности именитых зарубежных специалистов не смогло изменить ситуацию.

Многие люди связывали свои надежны с концепцией X-ray, предложенной Бу Андерссеном. И предпосылки к этому были, особенно после показа концептов.

Но первые же серийные автомобили этого поколения спустили мечтателей с неба на землю – чуда не произошло.

Поэтому многие предпочитают ностальгировать, вспоминая лучшие авто СССР, часть из которых действительно заслуживает отдельного внимания, особенно если учесть, что выбора у людей, действительно не было, и они могли ценить только то, что было в наличии.

10 самых лучших авто СССР

Сегодня люди, которые внимательно следят за бурным развитием китайской автопромышленности, с некоторым ехидством отмечают, что хитрые китайцы часто не парятся и банально копируют некоторые более известные автомобильные марки. Стоит отметить, что советское производство легковых автомобилей работало по тому же принципу – практически у каждой отечественной модели был собственный аналог за рубежом.

Естественно, обычного советского потребителя это мало волновало. Он гордился своей страной и отечественной автопродукцией, в которой иногда попадались действительно интересные экземпляры:

Газ-12

Один из самых интересных автомобилей, произведенных отечественным автопромом. Данная модель выпускалась с 50-го по 60-й год прошлого столетия на Горьковском автомобильном заводе.

Получился действительно, очень красивый автомобиль, который, к тому же, способен был легко перевозить одновременно до 6-7 пассажиров – такой огромный в нем салон.

Сегодня это эксклюзивное ретро, которое можно встретить только у богатых коллекционеров советской и мировой классики автомобилестроения.

Газ-21

Модель производилась с 1956-го по 1972-й год. В отличие от предыдущей модели, этот вариант был доступен обычному потребителю. Авто могло похвастаться популярным в то время дизайном, основы которого использовались практически во всем мировом автомобилестроении. Не удивительно, что именно эта модель в свое время, вызывала определенный интерес и за рубежом.

Газ-24

Годы выпуска: с 1962-го по 1992-й год. Модель была практически не доступна обычным гражданам, так как большая часть продукции изготовлялась по спецзаказам. На «Волгах» ездили чиновники, таксисты, сотрудники правоохранительных органов.

ЗАЗ-965

В народе эта небольшая машинка получила прозвище «Горбатый». Хотя изначально модель разрабатывалась московскими специалистами на МЗКА, впоследствии было решено начать производство данной марке на Украине, в Запорожье. Благодаря этому в СССР стало две республики, в которых изготовлялись легковые транспортные средства – РСФСР и УССР. Машина выпускалась с 1960-го по 1969-й год.

ЗАЗ-966

Более известное название – Запорожец. Выпуск был налажен на Украине в 1966-1974-х годах. Главная особенность этой модели – двигатель располагался не под капотом, а в месте, традиционно используемом в качестве багажного отделения на других автомобильных марках.

ВАЗ 2101

Неофициальное название – «Копейка». Плод сотрудничества итальянской компании Фиат и отечественного автопроизводителя из Тольятти. Фактически полная копия Фиата 124-ой модели. Отечественный аналог выпускался с 1970 по 1988 год. Особенность модели – наличие заднего привода.

Москвич-412

Одна из самых популярных автомобильных моделей в СССР. Производство было налажено с 1967-го по 1976-й год на Московском автозаводе. Кстати, этот автомобиль специально отправляли во Францию, где модель удачно прошла краш-тесты, что позволило ей полностью соответствовать установленным в то время международным нормам.

ВАЗ-2108

Фактически этот автомобиль совершил небольшую революцию в сфере производства легковых транспортных средств на территории СССР. Восьмерка получила инновационный дизайн, который поразил наших соотечественников.

Были значительно улучшены показатели аэродинамики кузова, по сравнению с другими советскими машинами того времени. Кроме того, Восьмерка обладала прекрасной экономичностью – всего 5.4 литра бензина на сто километров.

Выпускалась с 1984-го по 2003-й год.

Газ-69

Фактически первый отечественный внедорожник, умело скопированный с американской военной машины Jeep Willys, которую также использовали два других именитых мировых производителей – Toyota и Land Rover в разработке собственных вариантов.

Отечественный аналог пользовался хорошей популярностью не только в пределах СССР – румынские производители даже обратились к советскому руководству, чтобы оно позволило на основе ГАЗ-69 создать собственное национальное авто.

Модель выпускалась с 53-го по 72-й год.

Лада Нива

Один из немногих советских авто, которое пользовалось стабильной популярностью за рубежом.

Новейшие поколения этой автомобильной марки и сегодня представляют отечественную промышленность в некоторых европейских и азиатских странах.

Кстати, этого представителя отечественного автопрома использовали две известных зарубежных компании, чтобы выпустить собственные варианты – Suzuki Jimny и Renault Captur.

10 самых лучших авто СССР собраны в списке на основе их уровня популярности в определенный промежуток времени. Безусловно, в Советском Союзе производились и другие автомобильные марки, которые также пользовались спросом среди потребителя. Но именно эти варианты в свое время заслужили всенародную любовь и стали причиной определенного развития отечественной автомобильной промышленности.

Источник: http://avtooverview.ru/istoriya-sozdaniya-avtomobilej/luchshie-avto-sssr/

5 самых стильных авто советской эпохи

22.11.2013

    22 ноября 1960 года из ворот запорожского завода «Коммунар» выехал первый «горбатый» «Запорожец» — автомобиль неказистый, но очень милый. К этой дате chelovek-online.ru собрал вместе истории самых стильных автомобилей советского времени.

  ЗАЗ-965 «Запорожец»  

  Советские конструкторы взяли за основу ЗАЗ-965 «новейший» на тот момент «Фиат-600» итальянского производства. Впрочем, отечественные инженеры подошли к своей работе весьма творчески и основательно переработали итальянский прототип, «осовременив» его насколько это было возможно и адаптировав к условиям русских дорог. Трансмиссия и двигатель были полностью оригинальной разработки.  

  Первая партия автомобилей сошла с конвейера запорожского завода «Коммунар» 22 ноября 1960 года. Это была очень маленькая и дешёвая машинка. Её стоимость до реформы — 18 тысяч рублей (1800 рублей после денежной реформы 1961 года). Рассказывают, что ровно столько стоила тысяча бутылок водки. «Запорожец» можно было купить за 20 средних размеров заработной платы в СССР.  

  За эти деньги гражданин получал автомобильчик длиной чуть больше трёх метров и весом 610 килограммов. Двигатель мощностью 23 лошадиных силы располагался сзади, расход бензина — 6 литров на 100 километров хода, максимальная скорость — 90 километров в час.

Первую партию расхватали как горячие пирожки. Жителям СССР «горбатый» очень нравился, им было всё равно, какими недостатками обладал автомобиль — лишь бы ездил.

Вместе с тем, «Запорожец» был экономичным автомобилем с прекрасной проходимостью, неприхотливый и ремонтопригодный. 

Cамый популярный цвет автомобилей в 2013 году

  Москвич-400

  Эта машина была полным аналогом выпускавшегося в фашистской Германии автомобиля «Опель Олимпия». Конструкция «Москвича-400» была воссоздана после войны на основе документации, доставшейся СССР по репарациям. Считается, что проект утверждал лично Сталин.

  Этот автомобиль выпускался с декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей. В народе его называли просто «Москвичом», так как других «Москвичей» тогда ещё не было.

В 1954-м его слегка модернизировали и продавали как «Москвич-401». Всего было выпущено свыше 216 тысяч седанов и около 18 тысяч кабриолетов.

Отпускная розничная цена «Москвича-400» составляла 8000 тогдашних рублей, 401-го — 9000 рублей. 

  ГАЗ-М-20 Победа  

  Этот легендарный автомобиль получил своё название в честь победы над фашистской Германией. Её уникальность в том, что конструировалась «Победа» в нелёгкое военное время.

Изначально машина имела рабочее название «Родина», которое не понравилось Сталину. Изготовление автомобиля проходило под бомбёжками немецкой армии, фашисты считали, что на заводе производят бронемашины.

За пять дней до Парада Победы в 1945 году предсерийную модель представили Сталину.

  С 1951 года «Победу» начали производить в Польше, где её назвали «Варшавой» и продолжали собирать до 1973 года. 

  ГАЗ-21 Волга 

Это был легковой автомобиль среднего класса, выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе начиная с 1956 года. Дизайн кузова этой культовой машины нарисовал художник-конструктор Лев Еремеев, взяв за основу тенденции, популярные в США. По советским меркам «Волга» смотрелась весьма смело, свежо и необычно.

  В 1961 году цена «Волги» составляла 5100 рублей. Отличительной чертой этой машины стала фигурка оленя на капоте. 21-я «Волга» увековечена в фильмах Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой.  

Машина очаровывала своих владельцев плавным гидравлическим приводом и более мощным, чем у «Победы», двигателем. Также поражала антикоррозионная защита. Кузов её сначала фосфатировали, затем дважды грунтовали методом погружения и только потом красили, причём сначала даже в несколько слоёв. Поэтому многие «Волги» дожили до нашего времени.

Читайте также:  Самый длинный внедорожник от lincoln

   ГАЗ-13 Чайка  

  Один из немногих советских автомобилей представительского класса. Его история началась в 1955 году, когда у руководства КПСС появилось желание обогнать Америку во всём, в том числе и в автомобильном дизайне.

  Выпускалась «Чайка» начиная с 1959 года. Автомобиль обладал роскошным внешним видом и отличался обилием технических новшеств — в салоне даже присутствовала система кондиционирования воздуха.  

Никита Хрущёв любил одаривать «Чайкой» особо заслуженных граждан СССР. Такой «царский» подарок получили: писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капитальных ремонта, автомобили отправлялись в «Интурист», загсы и дворцы бракосочетаний.

  Источник:  chelovek-online.ru

авто, автомобиль, Волга, Запорожец, машина, Москвич, победа, самый, СССР, Чайка переглядів: 304

Источник: http://lt.ogo.ua/news/5-samyih-stilnyih-avto-sovetskoy-epohi/

Советские автомобили

Почти все автомобили, созданные в СССР были копиями иностранных моделей. Началось всё ещё с первых образцов, производимых по лицензии Ford. Время шло, копирование входило в привычку. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР покупал на Западе образцы для изучения и через некоторое время выпускал советский аналог. Правда, к моменту выпуска оригинал уже не выпускался.

ГАЗ А (1932)

ГАЗ А — является первым массовым легковым автомобилем СССР, является лицензионной копией американского Ford-A.

СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А .

После 1936 года устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Автовладельцам предписывалось сдать машину государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)

ГАЗ-М1 также являлся копией одной из моделей Ford — Model B (Model 40A) 1934 года.

При адаптации к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в основательно переработан советскими специалистами. Модель по некоторым позициям превзошла более позднюю продукцию Ford.

Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

Л1 был экспериментальным легковым автомобилем, представлял почти точную копию автомобиля Buick-32-90, который по западным стандартам относился к высшему-среднему классу.

Первоначально завод «Красный путиловец» выпускал трактора Fordson. В качестве эксперимента было выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Большинство автомобилей не смогли дойти до Москвы самостоятельно и без поломок. Доработку Л1 передали на московский «ЗиС».

Из-за того, что кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины 30-x годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов подготовило современный для тех лет эскиз кузова. Работа обошлась стране в полмиллиона долларов и потребовала месяцев.

КИМ-10 (1940-1941)

Первый советский малолитражный автомобиль, при разработке за основу был взят «Ford Prefect».

В США были изготовлены штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году началось производство этой модели. Задумывалось, что КИМ-10 станет первым «народным» автомобилем СССР, но планам руководства СССР помешала Великая Отечественная война.

«Москвич» 400,401 (1946-1956)

Советская малолитражка — полный аналог немецкого Opel Kadett K38, который выпускался в 1937—1940 годах в Германии на немецком заводе Opel американского концерна General Motors. В основу легли образцы и документация, уцелевшая после войны.

Оборудование для выпуска автомобиля было частично вывезено с американской оккупационной зоне и смонтировано в СССР.

Большая часть документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов (советских и вольнонаёмных немецких специалистов), работавших в созданных после войны конструкторских бюро.

«Москвич-402» (1956-1964)

402 модель повторяла Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль.

Москвич-408 (1964-1975)

Основой для третьего поколения автомобилей «Москвич» стал Opel Kadett A (1962).

По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.

Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно.

Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».

Москвич-412 (1967-1976)

Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).

Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.

«Москвич» 2141 (1986-1998)

Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.

В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа».

Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

ЗИС-110 (1945-1958)

Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска.

Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года.

Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.

ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super, серийно производился на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии.

«ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии

«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)

Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов.

В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).

«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)

Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).

«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.

Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.

И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111 (1959-1967)

Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick».

В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов.

Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)

Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.

Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)

В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114.

Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.

Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)

Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.

 Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».

От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».

ЗАЗ-966 (1966-1974)

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

ВАЗ-2101 (1970-1988)

ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103 (1972-1984)

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

Источник: http://back-in-ussr.info/2013/11/sovetskie-avtomobili/

Реклама советских автомобилей — Колеса.ру

Впрочем, стоп! Машины, как это ни удивительно, рекламировали. Именно рекламировали, не ограничиваясь лозунгами. Красочные, креативненькие такие плакаты и буклеты в стране Советов можно было увидеть в интуристовских гостиницах и внешторговских офисах, конторах «Совтрансавто» и магазинах «Березка».

Потому как в первую, хотя и не единственную, очередь предназначались они «забугорному» потребителю и от части «выездным» совслужащим. Тем, кто привозил из загранок так называемые чеки Внешпосылторга (они же сертификаты и боны, эрзацвалюта, ходившая в СССР с 1964 по 1988 годы) и мог себе без очередей и переплат прикупить вожделенные четыре колеса.

Читайте также:  Европротокол при дтп в 2018 году: где взять, сумма ущерба, каско

А со стен перечисленных кабинетов эти произведения рекламного искусства, бывало, перекочевывали на стены коммуналок, «хрущоб» и дощатых домиков на шести сотках. Украшая интерьер и внушая уважение к Родине, чья автоиндустрия, как выяснялось, на равных конкурировала с западной!

«Китовый ус» ГАЗ-21

Ну, на равных не на равных, а теперь уже легендарная «Волга» ГАЗ-21 (М-21) стала одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей. И в том числе благодаря рекламным плакатикам, сегодня выглядящим убого, на брюссельской выставке «Экспо-58» советский стенд завоевал Гран-при.

А советские рекламщики (вот бисовы дети – при любой формации и в любые времена своего не упустят) приписали диплом исключительно «Волге», поднимая продажи. Модель реализовывалась в десятках стран через дилерскую сеть ГАЗа по всей Европе (и Западной, и Восточной).

Более того, эти авто даже выпускались методом отверточной сборки в Бельгии фирмой Scaldia-Volga, занимавшейся, кстати сказать, продвижением на западные рынки и других советских марок и моделей.

Но большинству советских людей машина, понятное дело, была недоступна, поскольку стоила боле 5 000 деноминированных рублей – около 50 средних зарплат рядового труженика. Впрочем, и сегодня модель по карману далеко не каждому. В зависимости от серии, аутентичности и сохранности, «двадцать первую» нынче торгуют по цене от 70 тыс. до 2 млн рублей.

«Волга» ГАЗ-24

Сменщица «двадцать первой» продавалась за рубежом еще более успешно, реализованы десятки тысяч машин по той же схеме – своя дилерская сеть и машинокомплекты. За без малого тридцать лет с конвейера сошло почти 1,5 млн экземпляров.

До середины 70-х – современный, комфортный, надежный автомобиль, да еще и дешевый по европейским меркам. И он действительно пользовался у западных европейцев спросом. Более того, там «двадцать четвертую», так же как и на родине, успешно использовали в такси (но с дизелем иностранного производства)! В общем, был смысл тратиться на рекламу.

А вот советский человек опять «пролетал». При цене авто в 16 000 рублей, частных владельцев модели было не много. Зато сегодня поклонники могут приобрести раритет по цене от 14 000 до 400 000 рублей.

«Горбатый» ЗАЗ-965

В народе его звали «Горбатый». Но не со зла. Наоборот, он оказался самым доступным, а может, потому и любимым (за девять лет производства было выпущено около 300 000 экземпляров) автомобилем в стране.

«Всего» 20 зарплат, и ЗАЗ-965 за 1 800 рублей (экспортная «отбраковка» чуть дороже – 2 200 рэ.) – ваш. И если для западного потребителя аналог FIAT 600 требовал рекламных кампаний, в которых фигурировал под именами Jalta и Yalta, то для нашего никаких плакатов не надо было. Автомобиль продавался совершенно свободно.

Ну, не то, чтобы стоял в магазине и пылился, а «подвозили», «выбрасывали». Но в любом случае купить можно было. Как, впрочем, и сегодня. Однако от былой «народной» цены теперь и следа не осталось. Нет, «убитый» экземпляр можно взять за 20 000, а вот «жужик-красавец» обойдется уже в 500 000 рублей. Причем предложение очень ограниченно.

«Ушастый» ЗАЗ-966

Второе поколение «Запорожца» также неплохо продавалось за границей (до 5 000 штук в год). При этом обратите внимание, как подавался рекламщиками этот Eliette/Jalta/ZAZ: в снегах, полях – на диком пленэре, одним словом. И не случайно.

И его предшественник имел неплохую проходимость (гладкое, ровное днище), а 966-й и вовсе был вездеходом (приличный клиренс, повышенная нагрузка на ведущую ось), унифицированным по основным деталям с колёсным транспортёром переднего края ЛуАЗ-967.

Советскому же человеку и в этом случае плакатики были без надобности. «Ушастый» стоил в два раза меньше «Жигулей», был куда ремонтопригоднее и опять-таки продавался без очередей. А вот сегодня за ним придется погоняться! В Интернете практически нет предложений о его продаже! Зато в Украине им торгуют в полный рост. Цена варьируется от 3 500 рублей до 350 000.

«Москвич-412»

Широкий успех модели за границей, где ее знали как Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500, был вызван шумными успехами в ралли-рейдах «Лондон – Сидней», «Лондон – Мехико» и ряда других.

Впрочем, экспортный успех модели был все-таки не долгим, даже не смотря на то, что уже упоминавшаяся бельгийская Scaldia-Volga комплектовала его дизельными движками и всячески улучшала экстерьер и интерьер.

Но уже ко второй половине 70-х «четыреста двенадцатый» безнадежно устарел и морально, и технически.

Но тут, наверное, стоит заметить, что «412» – суть продолжение еще более популярного за рубежом 408-го (до 50% выпуска шло на экспорт), чуть развившего, пусть и ненадолго, тему.

Там он был известен как Moskvich Carat, Moskvich 408, Рила 1400, Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400 или Scaldia Elita,

412-й в первые годы выпуска также в основном шёл на экспорт (вот откуда такое обилие рекламной продукции), а в отечественные торговые сети попадала «отбраковка». Но стоила она приличных денег – почти 5 000 рублей.

С появлением «Жигулей» и спада зарубежных поставок ситуация изменилась, и «Москвич-412» иногда можно было купить без очереди! А сегодня проблем и вообще нет – на маркетах его цена начинается от 10 000 и заканчивается 65 000 рублей.

А вот «Москвич 408» ценится дороже – от 20 000 до 200 000 «деревянных».

«Копейка» ВАЗ-2101 и другие «Жигули»

Первенца тольяттинского автогиганта советские пиарщики рекламировали изо всех сил. Вот «копейка» с жирафами, вот в каких-то горах, явно намекающих на свое альпийское происхождение, вот в совершенно непонятном, но явно несоветского происхождения интерьере. Даже намека на продвижение модели в родной стране нет.

И правильно. Чего продвигать, если очереди на новинку немедленно выстроились пятилетние. И это несмотря на то, что машина стоила по меркам начала 70-х баснословных 5 500 рублей. С другой стороны, разномастный класс относительно состоятельных людей у нас имелся (тут и нефтяники-шахтеры, и профессора, и цеховики-валютчики) и за ВАЗ-2101 «без очереди» платили две-три цены.

Во всех своих реинкарнациях-модификациях эта «классика» разошлась тиражом под 5 млн экземпляров. В том числе и на экспорт. На рекламных плакатах красуются Lada-1200, 1300, 1500, 1600.

В вазовский универсал ВАЗ-2102 загружаются явно импортные чемоданы. Патефон в багажнике и вовсе выглядит издевательством над родиной машины. Самая элегантная машина семейства «трешка» и самая популярная в стране «шестерка» также подаются явно не в «совковом» антураже.

…Но прошло совсем немного времени, и вот уже чудом выжившие российские автозаводы бурно втюхивают нам свою продукцию, сменив плакатики на видеоролики и пускаясь в своих рекламных обещаниях во все тяжкие. А мы смеёмся над их РR-потугами и все меньше покупаем отечественных колёс. И может быть, это в том числе и расплата за рекламное пренебрежение к своему исконному клиенту.

Как АвтоВАЗ рекламирует свою продукцию и можно ли верить его рекламным обещаниям, Kolesa.Ru разобрались на примере известного видеоролика о выгодах покупки Lada Kalina.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/reklama-sovetskih-avtomobiley-2014-05-28

Необычные проекты советских производителей

Что мы знаем о советском автопроме? То, что многие автомобили были заимствованы у иностранных компаний. То, что модельные ряды большинства советских производителей были в несколько раз меньше, чем у зарубежных компаний. Но далеко не все знают, какие опытные образцы создавались в стенах предприятий АЗЛК, ВАЗ, ЗАЗ, РАФ, ГАЗ и др.

В сегодняшнем предвыходном рейтинге мы рассмотрим 10 интересных разработок советских автопроизводителей. Акцентируем ваше внимание на слове «советских», т. е. никаких концептуальных родстеров-кроссоверов-купе от ВАЗа, которые периодически появляются на автовыставках последних нескольких лет, вы здесь не увидите.

В Советском Союзе практически не применялся термин «концепт». Чаще можно было услышать «опытный» или просто «прототип». Для сегодняшнего рейтинга мы выбрали 10 интересных разработок советского производства, которые так и не нашли своего места на конвейере. Многие из вас даже не догадываются о существовании некоторых участников предложенного обзора!

10 место — ГАЗ-24-95 «Волга» Опытный (1974 год)

В 1974 году было построено всего пять экземпляров полноприводных ГАЗ-24-95. В опытных внедорожных версиях «Волги» использовались узлы и агрегаты от настоящего внедорожника — УАЗ-469.

Важной особенностью полноприводного ГАЗ-24-95 было отсутствие рамы. Один из пяти выпущенных экземпляров обслуживал Л. И. Брежнева в его охотничьем поместье Завидово.

Остальные машины отправили на тестирование военным и милиции в Горьком и области.

ГАЗ-24-95 «Волга» Опытный (1974 год)

Серийное производство данного ГАЗ-24-95 так и не началось. Конструкция опытных автомобилей была слишком сложной и дорогой. Завод попросту боялся отсутствия спроса на модель. До сегодняшнего дня сохранилось не менее двух «живых» экземпляров этой уникальной машины.

9 место — ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 год)

В середине 1970 годов ВАЗ совместно с Fiat активно работал над люксовой модификацией 2101, которая в итоге получила название 2103. Уже в 1974 году, когда предсерийная «тройка» в кузове седан была готова, итальянцы предложили ВАЗу проект «люкс-универсала». Первоначально руководство российского предприятия отвергло эту идею, но позже к проекту пятидверного ВАЗ-2103 вернулись.

ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 год)

В 1976 году по указанию руководства предприятия с конвейера сошли три автомобиля ВАЗ-2103 «Универсал». Целью тестовых машин была проверка их на соответствие европейским требованиям (планировалось поставлять модели за рубеж).

Из трех собранных автомобилей один был передан на «АвтоВАЗтехобслуживание», второй отдан на Дмитровский автополигон, а третий образец оказался в Центре стиля УГК ВАЗ. В серийное производство универсал так и не пошел.

Следующим после ВАЗ-2102 универсалом в 1984-м стала «четверка».

8 место — АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)

С московского завода АЗЛК в 1964 году сошли два опытных экземпляра «Москвич-408 Турист». Это была своего рода попытка создать модификацию «Москвича» с открытым верхом. В основе этого элегантного кабриолета лежали шасси и детали корпуса серийного седана 408. Один из двух построенных экземпляров имел кузов с алюминиевыми наружными кузовными панелями, другой — со стальными.

АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)

Под капотом одного из выпущенных кабриолетов находился двигатель от седана, оборудованный системой впрыска топлива ЦНИТА с электронным управлением. 1,4-литровый бензиновый мотор развивал 63 л. с.

и был способен разогнать открытый автомобиль до скорости 130 км/ч. На прототипе была жесткая съемная крыша. Планировалось выпускать «Турист» мелкими сериями для экспорта, но позже проект закрыли.

До сегодняшнего дня не «дожил» ни один экземпляр этого опытного кабриолета.

АЗЛК «Москвич-408 Турист» (1964 год)

7 место — ГАЗ-18 (1955 год)

В апреле 1955 года от ЦК КПСС на завод ГАЗ была отправлена директива, указывающая на необходимость спроектировать компактную машину для инвалидов.

Чтобы не сделать примитивную мотоколяску, к проектированию маленького автомобиля на ГАЗе подошли не менее серьезно, чем к обычному. После изготовления тестового экземпляра его опробовали инвалиды с разными увечьями.

Модель ГАЗ-18 получила закрытый кузов (чем-то даже напоминала «Победу»).

ГАЗ-18 (1955 год)

Согласно требованиям двигатель машины должен был развивать «около 10 л. с.». Специалисты ГАЗа не нашли ничего более подходящего, чем «разрезать» пополам 4-цилиндровый силовой агрегат от «Москвича», получив 2-цилиндровый мотор. Его установили сзади.

Для налаживания производства новой модели требовались средства, а МЗМА (так назывался московский автозавод c 1945-го по 1968 год) и НАМИ уже проектировали «Москвич-444» (будущий ЗАЗ-965). В 1958 году проект ГАЗ-18 закрыли, и история необычной российской малолитражки закончилась.

Всего было выпущено два рабочих экземпляра машины.

6 место — МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)

На шасси экспериментальной модели МЗМА-403Э-424Э в 1951 году были построены два опытных экземпляра автомобиля с двухдверным кузовом купе. Примечательно, что в этом же году автогонщик А. Ипатенко, выступая на чемпионате СССР за рулем одной из этих машин, занял второе место.

МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)

На купе для разных соревнований использовался либо опытный мотор модели 403, либо форсированный агрегат от 400-й.

Последний имел масляный радиатор и впускные клапаны увеличенного диаметра. Его головка цилиндров и впускной коллектор были отлиты из алюминия, а фазы газораспределения изменены.

Оба опытных автомобиля участвовали в различных соревнованиях и установили несколько всесоюзных рекордов.

МЗМА-403Э-424Э «Купе» (1951 год)

5 место — РАФ-М1 «Роксана» (1990 год)

В 1990 году в Латвии начали подготовку микроавтобуса, который по плану должен был «и в ХХI веке быть современным». Начальство Рижской автобусной фабрики (РАФ) всячески хвалило опытный экземпляр и даже искало инвесторов для реализации проекта.

На прототипе (заводской индекс М1) стоял впрысковый двигатель ЗМЗ-406. Этот агрегат был самым современным в Союзе на то время. Пятиступенчатую коробку передач позаимствовали у моделей УАЗ.

Рулевую рейку и усилитель для прототипа взяли от Ford Transit.

РАФ-М1 «Роксана» (1990 год)

В 1990-м микроавтобус успел сделать первый рейс по улице Дунтес в Риге. Год спустя РАФ выпустила еще один прототип современного микроавтобуса М2 «Стилс». Но, к сожалению, из-за отсутствия финансовых средств оба проекта пришлось заморозить.

РАФ-М2 «Стилс» (1991 год)

4 место — ЗАЗ-970Б и 970Г (1962 год)

С 1962-го по 1964 год на ЗАЗе активно работали над новой моделью с индексом 370, которая должна была иметь три варианта кузова — закрытый фургон, грузовик с открытым кузовом и пассажирский (как бы сейчас сказали) мини-вэн.

Читайте также:  Как узнать застрахована машина или нет по осаго в 2018 году

В 1962 году были изготовлены первые опытные образцы 970-й модели. Автомобиль получил короткий капот и внешне слегка напоминал ЗАЗ-965.

В этом же году на заводе были подготовлены первые экземпляры 970Б и 970Г, которые вовсе не имели капота.

ЗАЗ-970Г (1962 год)

На модель устанавливали 27-сильный двигатель, который разгонял машину до 70—75 км/ч. При этом расход топлива во время испытаний у 970-й составлял 7,5 литра на 100 км.

Прототипы с различными типами кузова тестировались возле Запорожья, но экспериментальные образцы так и остались во дворах завода.

Интересно, что 6-местный ЗАЗ-970 многие считают одним из первых автомобилей класса «мини-вэн».

ЗАЗ-970Б (1962 год)

3 место — ВАЗ-Э1101 (1971 год)

Над созданием первого советского микроавтомобиля начали задумываться в 1966 году. В конце 1968-го небольшому коллективу конструкторов дали задание: необходимо разработать малолитражный автомобиль Э1101 «Чебурашка» с передним приводом силами исключительно отечественных специалистов.

ВАЗ-Э1101 (1971 год)ВАЗ-2Э1101 (1973 год)

В 1971 году в экспериментальном цехе ВАЗа был собран первый экземпляр Э1101 с двигателем. Это была первая вазовская модель, разработанная без помощи итальянцев, и первый переднеприводной автомобиль.

На машину устанавливали новый 0,9-литровый мотор (50 л. с.) и 4-ступенчатую «механику». В 1972-м начались испытания новинки. В 1973 году на свет появилась вторая серия — ВАЗ-2Э1101, которая была создана с учетом замечаний испытателей.

Третий вариант ВАЗ-3Э1101 отдали на ЗАЗ, где он позже превратился в «Таврию».

ВАЗ-3Э1101

2 место — ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)

Хетчбэк ИЖ-19 «Старт-Комби» создавался молодой командой как «молодежный автомобиль». Особенностью машины был модный «горб» на капоте, подразумевавший V-образную «шестерку», расположенную в подкапотном пространстве. Естественно, в данном случае «горб» был скорее для красоты, т. к. никакого V6 на опытный ИЖ не устанавливали.

ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)

Молодежный автомобиль получил высокую оценку среди юных автолюбителей, но показался слишком «революционным» консервативному руководству предприятия.

После выпуска нескольких опытных экземпляров проект 19 «Старт-Комби» был закрыт. Возможно, зря от него отказались.

В истории российского автопрома не так много серийных машин со столь ярким выделяющимся дизайном.

ИЖ-19 «Старт-Комби» (1975 год)

1 место — АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)

Первое место сегодняшнего рейтинга занимает семиместный… «Москвич»! В 1990 году московский завод выпустил опытный семиместный мини-вэн с пластиковыми панелями, крепившимися к стальному каркасу. Автомобиль был построен на шасси 2141-го «Москвича». Работа над экспериментальной моделью началась еще в 1987 году, а в металле опытный мини-вэн был воплощен в 1991-м.

АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)

«Арбат» получил трансформируемый салон с поворачивающимися передними сиденьями, у которых вдобавок регулировалась длина подушки. Прототип имел многофункциональный руль и электронную приборную панель.

На заводе существовали планы серийного производства. Даже было выбрано место, где будут собирать мини-вэны АЗЛК, — город Сухиничи Калужской области. Но в конце 1991 года проект закрыли, и модель так и осталась опытным прототипом.

АЗЛК-2139 «Арбат» (1990 год)

Кроме вошедших в рейтинг прототипов в истории автомобилестроения СССР хватает других примеров интересных разработок. Например, ВАЗ-Э2121 «Крокодил», который является «дедушкой» хорошо известного нам внедорожника «Нива».

В 1976 году немецкая компания Porsche представила свою версию новой модели ВАЗ-2103 (самое верхнее фото). А «семерка» чуть не получила в 1986-м «морду» в стиле «Волги».

А сколько было интересных разработок у ГАЗа… Опытный ВМ-1938 с гусеничной конструкцией вместо задних колес, скоростной СГ2 «Торпедо-ГАЗ», напоминавший скорее самолет, двухместный полноприводной концепт М-73 (1955 года), несколько прототипов «Чайки»… Список можно продолжать еще очень долго. Жаль, что многие перспективные проекты советских автопроизводителей были похоронены еще до рождения.

Источник: https://auto.onliner.by/2011/06/17/ussr

Топ-10 легендарных машин советского автопрома

8 июня 1909 был выпущен первый серийный автомобиль российского производства. До того, как наши улицы заполонили иномарки, по российским дорогам колесили только отечественные авто. Мы вспоминаем о самых культовых из них.

Автомобиль в нашей стране это не просто транспортное средство, а символ социального статуса, положения в обществе и рода занятий. Эта традиция берет свое начало в эпоху расцвета отечественного машиностроения в Советском Союзе. Так как в то время все дружно шли к социализму, а марок и моделей машин было не много, то о владельце многое можно было узнать по его авто.

«Жигули»

Главным народным автомобилем в 70-х была легендарная «копейка». Это первый автомобиль ВАЗа, созданный на основе дружественного итальянского автомобиля Fiat-124. Он являлся легковым авто малого класса с кузовом типа седан, имел привод на задние колеса.

«Копейка» пользовалась у населения огромной популярностью, ведь являлась современной машиной, красивый и стильный дизайн сразу обращал на себя внимание. Тем более, основной конкурент ВАЗа — АЗЛК («Москвич»), здорово отстал с развитием своих машин, не проводил модернизаций слишком долго.

«ВАЗ 2101» даже экспортировался в западные страны.

Правда, это были дружественные страны социалистического лагеря, а не развитые капиталистические страны, которые в свое время (1966-1968 годы) покорил «Москвич».

Первый автомобиль, выпущенный на Волжском автомобильном заводе, находится в музее предприятия. «ВАЗ 2101» считается народным автомобилем и является настоящей легендой советской автомобильной промышленности. Советские граждане годами стояли в очереди, чтобы получить заветные ключи от этой машины.

Дорогие мои «Москвичи»

Москвич-408 и Москвич-412 были широко известны в Европе. Эти советские машины пользовались заслуженной популярностью за границей. В конце 60-х про «Москвичи» писал даже известный английский журнал Motor. А норвежское издание «Техникенс верльд» в 1968 году даже провело испытание на живучесть. Москвич-408 с честью выдержал пробег в 1240 км в самых плохих условиях.

«Москвич 408» являлся представителем нового модельного ряда автомобилей. Огромную популярность машина получила сразу, благодаря отличному внешнему виду, не уступая иномаркам по красоте. Кузов был длиннее и шире, значительно увеличившийся объем салона поражал воображение покупателей далеких 60-х годов. Советские инженеры не пожалели усилий и сделали машину очень комфортабельной, уделив особое внимание качеству сидений, подвеске. Благодаря этим нововведениям машина постоянно пользовалась спросом, ее оснастили для милиции и ГАИ. Одно время на ее базе пытались сделать такси, однако эту сферу прочно удерживала «Волга» — автомобиль более высокого класса.

«Москвич 412» — это последняя модель автомобиля АЗЛК, которая могла на равных конкурировать с иномарками. К концу 70-х годов «Москвич 412» уже был безнадежно устаревшей машиной, пригодной лишь для конкуренции на внутреннем рынке СССР.

Вовремя не среагировав на новые тенденции, АЗЛК отстал в своих разработках от остального мира навсегда — так показала история.

Волга-Волга

В 1957 году на советском авторынке появился легендарный «ГАЗ — 21» — главную мечту каждого советского человека. «ГАЗ 21» стал первой советской машиной, которая сошла с конвейера с автоматической коробкой передач.

Правда, их количество ограничилось семью сотнями, потом конструкторы изменили коробку и начали устанавливать только механику. Причиной такого решения послужило плохое качество трансмиссионного масла на советском рынке.

Советский союз не мог изготовить масло хорошего качества, а покупать его за рубежом противоречило принципам того времени. Поэтому автоматическую коробку исключили из проекта, в серию пошли машины лишь с механической КПП.

«ГАЗ 21» считался лучшим автомобилем 60-х годов, который выпускался в СССР. Конечно, отечественный автопром в то время массово выпускал «Москвичи» и «Жигули», но именно «Волга» стала воплощением престижа и комфорта.
Второй по популярности «Волгой» стал «ГАЗ 24». «ГАЗ 24» являлся самым дорогим автомобилем, который выпускал отечественный автопром, поэтому нужно было что-то большее, чем солидные размеры салона, чтобы человек выбрал именно «Волгу», а не одну из моделей АЗЛК или ВАЗа. И конструкторы сработали отлично, спрос вырос. Автомобиль был популярен не только на внутреннем рынке СССР, его также экспортировали в страны ближнего зарубежья. Как это принято в советском Союзе — экспортные машины очень сильно отличались качеством от варианта для внутреннего рынка. Для Европы «ГАЗ 24» комплектовался даже дизельным двигателем Mersedes или Peugeot, оснащению салона также уделяли больше внимания, чтобы сделать его комфортным.

Удар по бездорожью

ВАЗ-2121 — не только самый массовый советский внедорожник. За 30 лет было произведено 1,8 миллионов этих автомобилей, из них 500 тысяч разошлись по 100 странам мира. «Нива» оказалась единственным советским автомобилем, который поставлялся в Японию.

Начиналось все в далеком 1977 году, когда конструкторы Волжского автозавода представили общественности свой революционный автомобиль «ВАЗ 2121». На тот момент это был новый шаг в мировом автомобилестроении.

На «Ниве» впервые применили пружинную подвеску с постоянным приводом на четыре колеса и несущим кузовом, до этого внедорожники делались совершенно иначе. «ВАЗ 2121» оказался самым популярным советским автомобилем, продаваемым на западных рынках. Со всего мира приходили заявки на крупные партии машин.

Инженеры Волжского автомобильного завода старались изо всех сил удержать покупателя, поэтому выпустили сразу два экспортных варианта «Нивы». Как и следовало ожидать, спрос на внедорожник превысил возможности ВАЗа и на рынке возник серьезный дефицит.

Разумеется, руководство советского автопрома решило традиционно пожертвовать внутренним рынком, чтобы насытить внешний. В первые годы выпуска на «Ниву» стояли огромные очереди, ведь она отлично подходила для нужд сельской части населения СССР.

Машина с идеальными техническими характеристиками была мечтой многих дачников, рыбаков, охотников, ведь она позволяла ездить по грунтовым дорогам практически в любую погоду.

Ее единственным минусом стала короткая база, автомобиль не слишком уверенно держался на скользком дорожном покрытии, правда, ходовые качества в основном позволяли не обращать внимания на эту недоработку.

Нельзя не вспомнить о советском ответе Джипу — «УАЗ 469». «УАЗ 469» рассчитан на семь человек. Этот автомобиль разрабатывался для транспортировки грузов и буксирования прицепов, трейлеров не только на дорогах с асфальтным покрытиям, но и на дорогах без покрытия. Отличные технические характеристики и практически полная проходимость даже при отсутствии дорог как таковых, сразу сделали машину популярной в народе.

«УАЗ 469» получил большую популярность не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. В странах латинской Америки до сих пор эксплуатируются эти автомобили, хотя, казалось бы, близость США должна была вытеснить с рынка советский внедорожник. Проходимость «Бобика» не раз отмечалась различными международными организациями, этот автомобиль победил во многих соревнованиях, на нем установлено немало мировых рекордов. Сегодня он по праву считается живой легендой советской эпохи, ведь из-за спроса на эту модель в 2010 году Ульяновский завод возобновил производство «Бобика» небольшими партиями.

Ура, Победа

Появилась легендарная «Победа» сразу после войны. Ходят слухи, что первоначально автомобиль «ГАЗ М 20» хотели назвать «Родиной». После вопроса Сталина: «Почем Родину продавать будете?», автомобиль спешно переименовали.

«ГАЗ М 20» не сразу заслужил репутацию надежной и качественной машины, первые годы выпуска были просто провальными, технические «врожденные дефекты» приводили к катастрофическим результатам. Все закончилось только временной остановкой конвейера в 1948 году, когда инженеры в авральном режиме устраняли причины массовых неполадок. Автомобиль «ГАЗ М 20» «Победа» имел множество модификаций, начиная от кабриолета и заканчивая спортивным вариантом с форсированным двигателем. Популярность в народе заставляла конструкторов улучшать машину, чем они с успехом занимались до 1958 года.

Авто для партийной элиты

Еще одной культовой советской машиной была «Чайка» (ГАЗ-14). Но в 1988 году вышло постановление ЦК КПСС, в котором было объявлено начало борьбы с привилегиями.

«Чайки» заменили «Волгой» ГАЗ-3102, а сам автомобиль не просто сняли с производства, но и уничтожили всю документацию по нему, кузовые штампы, сборочные линии и т.д. Это был единственный случай за всю историю автомобилестроения.

И именно по этой причине не удалось в 1996 году возобновить производство «Чайки».

«Чайка» являлся советским автомобилем представительского класса. «ГАЗ 14» сделали по последнему слову техники, ни на каких серийных машинах, предназначенных для массового потребителя (даже в экспортных вариантах) не предусматривались опции, которые присутствовали в «Чайке» второго поколения. Машина имела штатный кондиционер и эффективную систему отопления салона. Но единственный советский автомобиль представительского класса, который мог бы конкурировать на международном рынке с западными гигантами, был безвозвратно погублен подписью глупого чиновника.

«Запорожец»

«ЗАЗ 968М» стал символом советской недорогой малолитражки. Получил популярность благодаря небольшой стоимости и удовлетворительным характеристикам.

«ЗАЗ 968М» получил популярность в сельской местности, потому что небольшие габариты позволяли ему проезжать практически везде, где был хоть какой-то намек на дорогу. В отличие от машин более высокого класса (АЗЛК, ВАЗ) «Запорожец» без проблем преодолевал грязь, ведь небольшой вес и заднее расположение двигателя делали его едва ли не вездеходом. Ему бы привод на четыре колеса — и машина готова покорять любое бездорожье.Разумеется, престиж «Запорожца» находился на довольно низком уровне, все же по комфорту он очень сильно уступал «Москвичам» и «Жигулям». Да и на трассе более слабый двигатель не обеспечивал хороших динамических характеристик. Автопром советского Союза нередко искусственно создавал дефицит на автомобили. Фактически «ЗАЗ 968М» был единственным авто, которое покупалось без очереди, он практически всегда находился в продаже, не приходилось месяцами ждать. Возможно, дело в непрезентабельности, а может быть, Запорожский автозавод успевал погасить спрос, не допускал появления очередей.

Источник: prm.ru

текст подготовила Анфиса Мартынова,
фото с сайта ribalych.ru

Источник: https://news.ngs.ru/more/1194787/

Ссылка на основную публикацию