Автотехническая независимая экспертиза при дтп, порядок проведения ситуационной в 2018

Автоэкспертиза автомобиля после ДТП

Вопросы проведения независимых автоэкспертиз в рамках получения денежной компенсации по ОСАГО изложены в статье 12 и 12.

1 Федерального закона «Об ОСАГО», а также в Правилах обязательного страхования и рядовых договорах о предоставлении автомобильной страховки. Те же самые правила, за незначительными изменениями, применимы и к страховке КАСКО.

Экспертиза транспортного средства позволяет оценить размер ущерба, полученного в результате аварии, а также исследовать все ее обстоятельства.

Экспертиза транспортных средств после ДТП делается с целью проанализировать и оценить стоимость будущего ремонта и, соответственно, величину денежной страховой компенсации. Проводить ее могут только специально обученные и аккредитованные эксперты-техники, успешно прошедшие Межведомственную Аттестационную Комиссию и включенные в Единый государственный реестр.

Когда требуется проведение независимой экспертизы?

Независимая оценка повреждений может быть обязательной или добровольной. Обязательную автоэкспертизу назначает страховая фирма за собственный счет. Речь же о добровольной экспертизе возникает тогда, когда пострадавший желает проверить объективность заключения, которое дал эксперт-техник, сотрудничающий со страховой организацией.

Организация независимой экспертизы после ДТП заинтересованной стороной требуется в следующих случаях:

  • Страховая сумма, которую согласен выдать страховщик, не покроет реально полученный ущерб (не оплатит стоимость ремонта автомобиля). Зачастую СК компенсирует ущерб, но речи о полной компенсации восстановительного ремонта не идет;
  • От вас, как от виновника ДТП, требуют очень большую выплату возмещения (получение досудебной претензии от страховой фирмы пострадавшего). Проверить, насколько обоснованы эти завышенные требования, и призвана встречная независимая автоэкспертиза;
  • СК утверждает, что не все повреждения автомобиля возникли в последнем ДТП (не соглашается оплатить стоимость всех поврежденных деталей). В этом случае, возможно, потребуется не только экспертиза полученного ущерба, но и специальная трасологическая экспертиза, целью которой является изучение следов аварии на автомобиле и определение причин и следствий ДТП;
  • Виновник аварии или страховщик не согласны с тем, что именно вы являетесь пострадавшей стороной. В этом случае требуется не столько экспертиза полученных авто повреждений, сколько экспертиза обстоятельств ДТП, которую проводят многие независимые компании;
  • На страховщика подается исковое заявление. При несогласии с политикой СК в отношении выплаты страховки по вашему ДТП на компанию всегда можно подать в суд, но предварительно потребуется сделать собственную экспертизу ТС у независимых экспертов и определить сумму ущерба.

Общие сведения о проведении автоэкспертиз

По закону проводить оценку ущерба и стоимости будущего ремонта необходимо в течение 5 дней. Делать это должна страховая фирма. Если автомобиль находится на ходу, то первичный осмотр повреждений делается сразу же, в момент подачи заявления на получение страховки.

В ином случае, когда автомобиль невозможно доставить в страховую компанию, эксперт сам должен приехать к месту его пребывания. Необходимость этой услуги нужно будет прописать в заявлении на получение страховки. Срок при этом не меняется и составляет те же 5 дней.

В виде исключения он может быть увеличен до 10 дней или даже более, если это прописано в страховом договоре и автомобиль находится в очень отдаленном или труднодоступном месте.

Иногда для того чтобы удостовериться в наступлении страхового случая, страховая фирма может потребовать предоставить для осмотра и автомобиль виновника аварии (в срок 10 дней после получения заявления от потерпевшего).

После проведения экспертизы клиенту предоставляется для ознакомления отчет, на котором расписывается и страховщик, и техник-эксперт, и пострадавший в аварии. Оплачивается экспертиза автомобиля страховой фирмой, но ее не нужно путать с обычным осмотром.

Он делается представителем страховой организации, который далеко не всегда имеет квалификацию профессионального оценщика.

Порядок действий при проведении независимой автоэкспертизы

Чтобы стало понятней, как сделать заказ независимой экспертизы повреждений авто после ДТП, опишем все кратко и по порядку:

  1. Подача заявления на получение денежной компенсации и прочих документов в страховую фирму;
  2. Передача автомобиля для осмотра представителю страховой фирмы (обычно это делается рядом с офисом страховщика);
  3. Если результаты осмотра полностью устроили обе стороны, то на этом все и заканчивается. Остается лишь ждать получения страховки. Если же осмотр не удовлетворил пострадавшего, то он вправе попросить сделать полноценную экспертизу;
  4. Страховщик выдает направление на автоэкспертизу. Обычно она проводится в организации, с которой постоянно сотрудничает СК, поэтому не всегда ее результаты будут полностью объективны;
  5. В назначенном месте и в назначенное время проводится экспертиза;
  6. На руки выдается акт проведенной оценки. Если все устраивает, то получаем страховку в соответствии с расчетами, указанными в отчете. Если же и эта экспертиза не понравилась, то назначаем еще одну, в другой компании и уже за собственные деньги. Об этом обязательно следует уведомить страховую фирму;
  7. Проходим вторую автоэкспертизу (на этот раз полностью независимую, насколько это возможно);
  8. Если СК признала результаты этой экспертной оценки (пусть даже они будут отличны от осмотра и первой экспертизы), то получаем страховку. В этом случае расходы на проведение оценки компенсирует страховая фирма;
  9. Если СК отказала в выплате по результатам второй экспертизы, то остается лишь подавать иск в суд. В суде будет сделана еще одна экспертиза — судебная. По ее итогам будет определена реальная сумма возмещения. В соответствии с судебной оценкой и будет принято решение о том, удовлетворить ли иск или оставить его без ответа.

Как организовать собственную автоэкспертизу?

Независимая автоэкспертиза требуется во многих случаях. Не только при спорах со страховой фирмой по поводу размера денежной компенсации, но и в случае, когда необходимо взыскать ущерб напрямую у виновника ДТП. Как ее провести?

  1. Выбор оценщика. На первом этапе необходимо выбрать компетентную организацию оценщиков, в которой работают квалифицированные техники-эксперты. Следует проверить, состоит ли специалист, который будет делать оценку, в Едином госреестре. Будет еще лучше, если у него есть аккредитация Российского Союза Автостраховщиков. Самое важное — экспертиза должна быть проведена в точном соответствии с нормативно-правовыми документами. Эксперт не должен сотрудничать со страховой фирмой, то есть быть заинтересованным в результатах оценки;
  2. Заключение договора. После выбора понравившейся компании между ней и клиентом заключается договор, в котором указываются все условия проведения будущей автоэкспертизы. Затем услуги оплачиваются одним из доступных способов, а все чеки и квитанции обязательно сохраняются. Они могут потребоваться для возмещения стоимости оценки со стороны страховой фирмы. Нелишним будет проследить, чтобы оценка проводилась в специализированном сервисном центре, оборудованном всем необходимым;
  3. Оповещение представителя страховщика о месте и времени проведения экспертизы. Иногда уведомляют и противоположную сторону (виновника аварии), если она заинтересована в результатах оценки. Оповещение обычно происходит либо телеграммой, либо заказным письмом с уведомлением о вручении;
  4. Экспертиза. Для оценки повреждений автомобиль необходимо заранее подготовить — очистить от грязи и убрать из него все посторонние предметы. Если мойка может привести к удалению некоторых следов аварии или вызвать дополнительные повреждения, то делать ее не следует. Автоэкспертиза начинается с изучения документов на автомобиль, а затем записывается VIN-номер транспортного средства, его государственный регистрационный знак и пробег. После изучаются видимые повреждения, при необходимости делается разборка некоторых деталей для изучения скрытых повреждений. Все следы аварии обязательно фотографируются;
  5. Математическая часть. Все расчеты (износ деталей, стоимость ремонтно-восстановительных работ, утрата товарной стоимости) обычно делаются в специальных компьютерных программах. Техник лишь вводит в них ряд исходных данных;
  6. Экспертный отчет. Результаты экспертизы заносят в письменное заключение, без которого она не будет считаться таковой (а будет лишь осмотром). Этот документ как раз и используется для отстаивания правоты перед страховщиком, другим участником ДТП или судом.

Если в результате автоэкспертизы будут выявлены повреждения, которые не отобразились в документах о ДТП, оформленных инспектором ГИБДД на месте аварии или позже, то необходимо обязательно разыскать этого инспектора. В документы должны быть вписаны эти новые повреждения, иначе доказать СК, что они были получены в этой конкретной аварии, будет весьма сложно.

Какие документы потребуются для экспертизы?

После заключения договора с независимым экспертом и до проведения автоэкспертизы потребуется предоставить ему для ознакомления ряд документов:

  • свидетельство о государственной регистрации ТС;
  • копия паспорта заказчика услуг;
  • технический паспорт автомобиля;
  • справка об аварии из ГИБДД;
  • сервисная книжка (если автомобиль проходит техническое обслуживание у дилера);
  • договор купли-продажи и справка-счет о стоимости ТС (для организаций).

Напоследок дадим пару советов о выборе независимого оценщика. Перед выбором компании внимательно изучите отзывы о ней и ее рейтинг на специализированных ресурсах в интернете, на автомобильных форумах, в социальных сетях. Также внимательно изучите сайт понравившейся компании, на нем должны быть выложены сканы документов, подтверждающих соответствующую квалификации сотрудников (свидетельства, лицензии, сертификаты).

Не стоит выбирать компанию, которая предоставляет большое количество разнообразных услуг. Лучше заключить договор с узкоспециализированной компанией. Шанс того, что именно в ней будут работать профессионалы своего дела, довольно велик. Будет отлично, если компания предоставляет лишь услуги по экспертизе автомобилей, попавших в ДТП.

Оказалась ли эта публикация полезной для вас?Оказалась полезной для: 0 чел.

Источник: https://pdd.guru/avtoekspertiza-avtomobilya-posle-dtp.html

Автотехническая экспертиза при ДТП

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Читайте также:  Срок уплаты транспортного налога в 2018 году для физических и юридических лиц

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП :

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  1. Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  2. Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  3. Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  4. Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  5. Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  6. Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Читайте также:  Медицинские противопоказания для получения водительских прав в 2018 году

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

  1. Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  2. Уточнение схемы аварии.
  3. Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  4. Предпродажная экспертиза.

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

Каско и осаго

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее.

Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен.

На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия.

Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела.

В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу — как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-sudebnaya-avtotexnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений.

Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба.

Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии.

Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде.

Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент.

Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария.

Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий.

Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем.

Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне.

Читайте также:  Как продать машину быстро, выгодно и дорого

Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения.

В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели.

В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии.

При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария.

Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков.

Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации.

Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения.

Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений.

Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели.

Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом.

Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту.

На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа.

В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы.

В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы.

В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее.

Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы.

На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/avtotekhnicheskaia-ekspertiza/

В какие сроки возможно провести независимую экспертизу повреждения тс при дтп

Экспертиза после дтп. Полученный вследствие аварии ущерб оценивается экспертизой. Процедура призвана помочь в составлении общей картины произошедшей аварии. Экспертиза определяет:

  • Состояние автомобиля вследствие ДТП.
  • Необходимую для восстановления сумму компенсации.
  • Сбъективные и объективные причины произошедшей аварии.
  • Виновника ДТП, подтверждая либо опровергая версию сотрудников полиции.

В зависимости от целей и задач различают несколько видов экспертной оценки, каждый из которых будет подробно описан ниже.

Вернуться к содержанию ↑ ○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится. Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации.

Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта.

Как провести независимую экспертизу авто после дтп?

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц.

ВниманиеВ данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы.

Комплексная.

Проведение независимой экспертизы после дтп

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП.

Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.

  • Анализ водительских действий в момент аварии.
  • Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

    Вернуться к содержанию ↑ ✔ Комплексная экспертиза. Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП.

    Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

    1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
    2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
    3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

    В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов. Вернуться к содержанию ↑ ✔ Судмедэкспертиза.

    Сроки проведения экспертизы

    Оспаривание производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:

    1. Ознакомление с постановлением о проведении экспертной оценки.
    2. Анализ представленного отчета.
    3. Инициирование вызова эксперта на судебное слушание.
    4. Подача ходатайства о проведении повторной экспертизы.

    Таким образом, корректно проведенная независимая экспертиза является гарантией соблюдения прав водителя-участника ДТП. Поэтому крайне важно учитывать все нюансы ее проведения и тщательно следить за процедурой на всех этапах.

    Вернуться к содержанию ↑ ○ Советы юриста: ✔ Страховая назначила экспертную организацию, могу ли я выбрать свою. Нередко страховые компании умышленно занижают размер полученного ущерба для уменьшения размера компенсации.

    Поэтому каждому водителю стоит перестраховаться, проведя независимую экспертизу путем обращения в специализированную организацию.

    Независимая экспертиза: для чего и за сколько она проводится?

    Если заявление о страховом случае передаётся письмом, у вас должна быть опись вложений и квитанция подтверждающая дату отправки комплекта документов и получение письма страховщиком. Срок проведения независимой экспертизы у нас от 1 до 5 рабочих дней в зависимости от тяжести повреждения транспортного средства и места осмотра.

    Кто оплачивает независимую экспертизу при ДТП Экспертизу по ОСАГО если её проводит страховая компания, оплачивает страховщик, эти расходы включаются в размер страховой выплаты. То есть, если вас направили на «независимую экспертизу от страховой», то страховая и будет платить за неё.

    При этом вы должны понимать, что каждая компания стремится сократить издержки и страховщики не исключение, нанимая экспертные организации которые выставляют им самые низкие счета.

    Оценка ущерба автомобиля после дтп: сроки, правила и процедура

    Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме (ст. 12.1 №40-ФЗ)».Таким образом, при выборе экспертной организации, следует обращать внимание на:

    • Время ее существования.
    • Количество экспертов-техников в штате и уровень их квалификации.
    • Процент успешно проведенных экспертиз.
    • Вид используемого программного обеспечения.

    Окончательное решение принимается на основе комплекса перечисленных критериев. Вернуться к содержанию ↑ ○ Как опротестовать отчет эксперта.

    Обжаловать экспертное заключение можно исключительно в судебном порядке.

    Назначение и проведение автотехнической экспертизы в 2018 году

    ВажноНезависимая экспертиза призвана восстановить картину ДТП, изучить весь комплекс факторов, сделать вывод о том, кто же на самом деле виновен.

    Независимый эксперт изучает техническое состояние автотранспортного средства, описывает повреждения, сопоставляет факты (к примеру, выясняет изначальную скорость всех ТС, положение автомобилей после удара), выдает официальный документ, в котором отражает сумму ущерба, и помогает найти ответы на другие важные вопросы.
    Если необходимо, эксперт может посчитать рыночную стоимость автомобиля. Порядок проведения независимой экспертизы регламентируется Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. №433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы ТС». Стоит ли обращаться в независимые организации? Почему это так важно? Страховые компании для оценки урона советуют разные фирмы, которые обычно тесно сотрудничают со страховщиками.

    Нужно ли предупреждать виновника дтп о проведении экспертизы

    Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

    • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
    • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
    • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России.

    Предмет исследования автоэкспертизы:

    • техническое состояние ТС, а также агрегатов деталей и узлов автомобиля;
    • причины, по которым вышел из строя какой-либо узел или агрегат автомобиля;
    • качество ранее проведенного ТО или ремонта автомобиля;
    • установление причин, а также обстоятельств, в результате чего нанесен вред ТС (таким может быть непосредственно ДТП);
    • определение стоимости восстановления и дефектов ТС и др.

    Окончательный перечень вопросов и кандидатуру эксперта для проведения судебной автоэкспертизы — устанавливает суд. Судебная экспертиза необходима, когда возникают споры между пострадавшим в ДТП лицом и страховщиком.

    Источник: http://yurburo61.ru/v-kakie-sroki-vozmozhno-provesti-nezavisimuyu-ekspertizu-povrezhdeniya-ts-pri-dtp/

    Ссылка на основную публикацию