Болид, на котором можно проехать 238 км на 1 литре топлива

Новости

Bash.

News — Актуальные новости Башкортостана и Уфы
Рустэм Хамитов поставил задачу цифровизации аграрного сектора Башкортостана

Аграрный сектор республики должен стать цифровым, а само сельхозпроизводство – менее затратным, но при этом более рентабельным. Такую задачу поставил Глава Башкортостана на Дне поля, который прошел в Кармаскалинском районе. Что поможет сельчанам выполнить это поручение, узнал корреспондент телеканала «БСТ».

31 / 07 / 2018 22:41 10727

«Итоги недели». Анонс 29.07.2018

О самых интересных событиях минувших семи дней вы узнаете завтра, 29 июля, в 21:30, в программе «Итоги недели». Каковы ключевые темы воскресного выпуска?

28 / 07 / 2018 22:32 9947

В Башкирии встретились Рустэм Хамитов и первый замруководителя МЧС РФ

Сегодня, 28 июля, в Башкортостане встретились Глава республики Рустэм Хамитов и первый заместитель руководителя МЧС России Александр Чуприян. Они обсудили дальнейшее развитие и повышение эффективности пожарно-спасательных сил. Об этом сообщает пресс-служба Главы РБ.

28 / 07 / 2018 21:30 9381

В Уфе после полугодового ремонта открыт Бельский мост

После полугодового ремонта старый Бельский мост ввели в эксплуатацию. Это сразу же позволило избавить жителей пригорода и микрорайона Дёма от километровых пробок по утрам при въезде в центр города и от таких же вечером. Движение запустили сегодня в 5 часов утра. Первым по новому асфальту проехал корреспондент телеканала «БСТ».

27 / 07 / 2018 17:06 10414

15% внешней торговли Башкортостана ориентировано на Китай

Об этом в интервью представителям информационного агентства «Синьхуа» и Центрального телевидения Китая рассказал Глава Башкортостана Рустэм Хамитов. Журналисты поинтересовались у руководителя республики, как складываются отношения Башкортостана со странами БРИКС после уфимского саммита.

26 / 07 / 2018 22:04 8367

Рустэм Хамитов подвел предварительные итоги реализации проекта «Бережливое правительство»

Правительство становится «бережливым». В Башкортостане продолжается реализация одноименного федерального пилотного проекта. Предварительные итоги проделанной работы подвел Глава Башкортостана на заседании Координационного совета.

Зачастую граждане сталкиваются с бюрократическими препонами: месяцами ждут документ, необходимый для открытия собственного дела или ходят из кабинета в кабинет, чтобы узаконить перепланировку квартиры. Концепция «Бережливого правительства» должна избавить их от лишних забот и ускорить процесс получения государственных услуг.

25 / 07 / 2018 22:59 8490

Селекционная отрасль Башкортостана должна получить второе дыхание

Такое заявление сделал Глава республики во время рабочей поездки в Чишминский район.

Там Рустэм Хамитов посетил селекционный центр, где выводят новые сорта сельскохозяйственных культур и адаптируют привезенные из-за рубежа растения под местный климат.

Глава региона ознакомился с тем, как в Башкортостане наука принимает участие в сельхозкооперации и как совместная работа ученых и аграриев значительно повышает эффективность башкирского АПК.

18 / 07 / 2018 22:10 8585

Рустэм Хамитов: «Нам надо закрыть вопрос по всем долгостроям»

Государство изменило правила игры на жилищном рынке. Теперь застройщики не вправе брать средства от инвесторов на возведение домов. Их финансированием займутся банки.

Однако как быть тем, кто заключил договор долевого участия до нововведения и пополнил ряды обманутых? Глава Башкортостана обсудил меры по защите и восстановлению их прав на совещании с участием членов республиканского Правительства и региональными застройщиками.

17 / 07 / 2018 22:14 9134

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил Курчатовский институт

Рустэм Хамитов посетил с рабочим визитом Курчатовский институт в Москве. Глава региона осмотрел современные лаборатории научного комплекса, ознакомился с исследованиями в области ядерной медицины. Помимо этого, Рустэму Хамитову показали белковую фабрику и центр нейрокогнитивных исследований.

13 / 07 / 2018 21:55 8477

Одаренные дети должны оставаться в Башкортостане – Рустэм Хамитов

Одаренные дети должны оставаться в республике. Об этом сказал Глава Башкортостана на совещании по поддержке талантливой молодежи.

Способности у школьников отличаются, и в этом смысле надо по-разному подходить к процессу обучения, сказал Рустэм Хамитов.

Что уже сделано и что предстоит предпринять, чтобы одаренные дети выбирали местом работы и жительства родную республику, узнавал корреспондент телеканала «БСТ».

10 / 07 / 2018 22:28 8591

В Уфе сегодня ввели еще одну часть набережной реки Белой

Это гидротехнические сооружения, которые возводились для берегоукрепления. С ходом строительства ознакомился и Глава республики.

Рустэм Хамитов отметил, что подобного объекта нет ни в одном регионе. Набережная в столице Башкортостана спроектирована многоуровневой. Так что с нее открываются живописные виды не только на реку, но и на город.

Ее строительство приурочено к столетию Башкортостана.

01 / 06 / 2018 22:49 12106

В Уфе 350 полицейских прошли торжественным маршем по центральной улице

Марш-парад посвящен 300-летию органов внутренних дел России. Сотрудников ведомства поздравил Рустэм Хамитов. Глава республики сообщил, что в прошлом году стражи порядка раскрыли свыше 30 тысяч преступлений. Но предстоит еще большая работа, чтобы сохранить покой граждан и следить за соблюдением закона.

31 / 05 / 2018 22:22 8913

В Уфе наградили лауреатов конкурса «Гражданская инициатива»

Организаторы банка вещей в Стерлитамаке и Дня 1000 велосипедистов стали лауреатами регионального этапа всероссийского конкурса «Гражданская инициатива».

Хрустальную премию в форме живой капли получили 13 активистов, которые оказались неравнодушны к жизни нуждающихся и отличились в так называемых малых делах. А они и приносят большую пользу обществу, заявил Рустэм Хамитов, обращаясь к участникам конкурса.

По словам Главы республики, инициативы общественных организаций меняют жизнь к лучшему и делают мир добрее.

30 / 05 / 2018 22:23 8586

Рустэм Хамитов встретился с недавно назначенным Послом Вьетнама в России Нго Дык Манем

Глава Башкортостана рассказал дипломату о давних дружеских и деловых отношениях, которые связывают стороны. Ещё в 1955 году во Вьетнаме состоялись гастроли легендарного ансамбля народного танца под руководством Файзи Гаскарова.

Это был первый советский творческий коллектив, который посетил Вьетнам после обретения страной независимости. Тогда делегацию послов советской культуры возглавил народный поэт Башкортостана Мустай Карим, который позже написал об этой поездке цикл стихотворений. Рустэм Хамитов вручил послу альбом с фотографиями тех памятных событий. После этого стороны обсудили деловые контакты.

Было отмечено, в последние два года сотрудничество между сторонами резко активизировалась.

28 / 05 / 2018 22:28 8700

Источник: http://tv-rb.ru/novosti/obrazovanie/students_usatu_has_developed_the_engine_for_the_car_that_can_drive_hundreds_of_kilometers_on_one_lit/

Мы в шоке! 2500 километров на одном литре бензина

Мы в шоке! 2500 километров на одном литре бензина

Свыше 25 000 зрителей познакомились с футуристическими автомобилями, созданными и управляемыми талантливыми молодыми инженерами со всего мира.

Студенческие команды привезли прототипы и концепты на специально созданную гоночную трассу протяженностью 1577 м, чтобы выяснить, чье детище проедет дальше, затратив один литр условного топлива, или 1 кВт*ч электроэнергии.

Соревнования проходили в двух категориях: прототипы, городские концепт-кары. В этом году Россию представляли две команды: одна из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), другая из Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ).

Команда MADI Eco-Team принимает участие в соревнованиях уже пятый год. Ребятам удалось улучшить свой результат со 193 км/л до 238,27 км/л. UGATU Racing team боролась за титул впервые. Студенты не смогли попасть в официальный командный зачет (было превышено максимально возможное время нахождения на трассе), но награду «За упорство и волю к победе» они заслужили.

В категории прототипов победила команда Microjoule-La Joliverie (Франция), которая не оставила соперникам шансов в заезде двигателей внутреннего сгорания с результатом 2503 км на одном литре условного топлива.

Среди аккумуляторных авто первое место и приз увезла домой команда Zero С из Италии. Их электромобиль промчался 753 км на 1 кВт*ч электроэнергии.

Лучший водородный болид представила команда ThaiGer-H2-Racing Stralsund из Германии с результатом 880 км на 1 м3.

Среди городских концепт-каров борьба была не менее упорной. Награду в категории двигателей внутреннего сгорания вручили французам из Toulouse Ingénierie Multidisciplinaire, которые установили мировой рекорд в потреблении топлива для этой категории — 684 км.

Их соотечественники SolarCarSolutions/ISEN Toulon стали лучшими среди аккумуляторных моторов, проехав на 1 кВт*ч 186 км. У водородомобилей праздновала успех Green Team Twente из Нидерландов, чье детище умудрилось прохватить по трассе 277 км на 1 кубометре топлива.

Под занавес соревнований организаторы объявили о том, что в следующем году в фестивале «Создаем будущее» наравне с уже существующими категориями прототипов и городских концепт-каров появится новый класс самоуправляемых автомобилей. Наши студенты, конечно, не изобретут за год полноценный беспилотник. Но почему бы тому же «Яндексу» не поделиться с ребятами своими разработками?

Василий Сибиряк

Источник: http://www.cars.ru/articles/news/22260029

Shell Eco-Team. Как проехать 238 км на одном литре бензина

  • 25.07.2017
  • Полезное, Опыт владения
  • SMH agency

Андрей, расскажите, что такое Shell Eco-Maraphon?

Это соревнование на топливную экономичность. Смысл в том, чтобы проехать максимальное расстояние на одном литре топлива или на одном киловатт-часе энергии, в зависимости от класса.

Есть абсолютно разные классы: бензиновые, газовые, дизельные, водородные и электрические, плюс два вида транспортных средств – прототипы, так называемые сигары, которые имеют аэродинамическую форму, где все подчинено экономии топлива.

Есть урбанистические концепты, которые больше похожи на реальные автомобили, у которых имеются фары, поворотники, дворники, нормальные сидения и дверь – такой маленький городской автомобиль. Они соревнуются, кто проедет больше.

Сама история соревнований началась с 30-ых годов прошлого века, когда несколько инженеров компании Shell решили посмотреть, кто больше проедет. Получилось где-то около 21 км на литр топлива.

Абсолютный рекорд — это 12 000 км на эквиваленте литра, но это уже был электромобиль.

Такой на одном киловатт-часе проезжает приблизительно 800 км, но в пересчете на бензин как раз 12 000 км и получается.

В рамках соревнования участники едут по замкнутой кольцевой трассе городского типа. Задача: проехать 7, 8 или 10 кругов (16 км) за 43 минут. Если мы проезжаем быстрее – хорошо, но скорость не имеет значения.

Мы можем проехать всю трассу хоть за 1 минуту, но экономичности никакой не получим, поэтому из расчета 43 минуты на 16 км скорость в среднем получается около 23-25 км/ч. Если же скорость меньше, то попытка не засчитывается. Дается всего от 3 до 4 попыток, в некоторых случаях 5.

Например, в этом году давали 5 попыток из-за небольшого количества участников.

23 км/ч – это же очень мало для города?

Если посмотреть на среднюю скорость в Москве, то в пробках она не превышает 20 км/ч, иногда даже 16 км/ч. Я считаю, что это нормальная скорость, учитывая размер автомобиля и его небольшую массу. Лучшие весят около 20 кг, а наши около 43 кг. Если учитывать, что пилот лежит на спине и летит ногами вперед, то становится достаточно страшно.

А такая машина подходит для того, чтобы ездить на ней по городу?

Нет, в данном случае прототипы создаются для того, чтобы устанавливать какие-то рекорды. Пока до них далеко, но даже подобный заниженный автомобиль показывает сверхэкономичность – 50 км на одном литре.

Я слышал, что было несколько команд, которые хотели зарегистрировать сконструированный автомобиль как транспортное средство, но сделали они это или нет, я не знаю. Вообще получается, что такой автомобиль может передвигаться по дорогам общего пользования.

Разумеется, в нем ограничена скорость (50-60 км/ч) и небольшой объем двигателя.

А как можно зарегистрировать такую машину, если дорожный просвет маленький и водитель почти лежит на земле?

На самом деле без разницы. Есть требования сертификационных органов, и, насколько я знаю, просвет в них не входит.

Расскажите про команду.

Команда МАДИ стала первой в Shell Eco-Team. Мы собрали ребят, участвовавших в соревнованиях «Формула-Студент». Постепенно к нам кто-то присоединялся, в основном старшие курсы.

Дело в том, что у первого курса наша команда ажиотажа не вызывает, ведь, например, «Формула-Студент» сразу говорит: «У нас есть настоящий гоночный болид», а «Формула-Электрик»: «У нас есть электрический болид, который разгоняется за 1,1 секунду».

В итоге получается, что новичкам это более интересно, однако, соревнования там проходят не в контактной борьбе, а отдельно на трассе, где есть максимум 4 машины. Нам заманивать нечем, но у нас на трассе соревнуются 30 машин.

Читайте также:  10 самых нестандартных и уникальных авто в мире

В 2013 году, когда команда окончательно собралась, мы сделали тот автомобиль, который смог участвовать в соревнованиях. Но нас не допустили на трассу, потому что мы не смогли прийти на последний брифинг. А согласно правилам, если ты не приходишь все брифинги, то не принимаешь участие в соревнованиях.

В следующем году нас уже допустили, мы прошли всю техническую инспекцию и участвовали в гонке.

В этом году даже получили кубок за то, что решили много нерешаемых проблем: на польско-белорусской границе у нас забрали запасной двигатель из Белоруссии, потому что нельзя провозить двигатель через границу, дальше сломался коленчатый вал, мы ходили к судьям и просили дать время на починку. В итоге за волю к победе нам и дали кубок, причем совершенно неожиданно для нас.

А какие обычно призы в соревнованиях?

Кубок и денежное вознаграждение. В этом году, например, сертификат на 2500 евро. С одной стороны, для нас деньги – далеко не главное, но с другой – хорошая поддержка, с учетом того, что расходы на гонку большие.

К тому же у нас нет партнеров, которые отдавали бы нам что-то бесплатно.

Например, звоним мы куда-нибудь с просьбой предоставить что-то с испорченной упаковкой, но неизменно мы слышим: «Ну, мы можем сделать вам скидочку».

Есть какой-то ритуал у команды?

Делать все в последний день. В прошлом году мы хотели выехать в 10 утра, а выехали в 23 вечера. Хотя в этот раз все было в порядке, и выехали заранее, возникли проблемы по мере передвижения.

Когда мы почти доехали до Варшавы, сломалась коробка передач, и работала только 2 передача.

Мы уже собирались вернуться обратно, но мой брат с отцом приехали в Брест и отдали мне машину отца, за что я им очень благодарен.

Какой прототип вы везли с собой?

Прототип все тот же: масса 43 кг, корпус сделан из стеклопластика, при этом имеется углепластиковая рама, сочлененная с алюминиевыми деталями. Двигатель Honda, 35 кубических см. Коробки передач нет, сцепление центробежное, максимальная скорость – 30,4 км/ч.

Для управления есть два рычага, которые соединены тягами с качалкой как на карте, руля как такового у нас нет. Радиус разворота около 7 метров, расход топлива получается 238 км на литре. Баки у нас по 100 мл. За трассу расходуем 600-700 мл, а бензин обычный, 95-ый.

Разумеется, марки Shell. На одном баке мы можем проехать до 24 км. Самый маленький бак из ныне существующих – 38 мл, как раз скоро хотим его поставить.

В этом году мы задали себе цель проехать около 600 км на литре бензина и войти в 20-ку лучших команд по расходу топлива.

Чем закончились соревнования?

Соревнования проходили с 22 мая по 28 мая в Лондоне. 238 км на литре бензина – наш результат.

Источник: http://somanyhorses.ru/shell-eco-team-kak-proehat-238-km-na-odnom-litre-benzina/

Студенты показали машину, способную проехать 3000 км на 1 литре бензина

Есть машины, которые умудряются на 50 граммах бензина проехать 3000 километров. Их пока не встретишь на улицах городов, но те идеи, которые реализованы при их изготовлении, постепенно находят воплощение в знакомом каждому автопроме.

А пока многие «концепты» каждый год собирает под свое крыло европейский экомарафон Shell в голландском Роттердаме. В этом году его посетил обозреватель «РГ». И не проcто посетил, а даже прокатился за рулем одного из «автомобилей будущего».

Экомарафон такого уровня, кстати, единственный в мире. Его участники — студенты со всего мира. В этом году, например, зарегистрировались 200 команд из 25 стран, свыше 3000 студентов. Раньше было и больше, но потом организаторы волевым усилием ограничили число, иначе за несколько дней марафона некоторые команды просто не успевали поучаствовать в соревнованиях.

Сначала были квалификационные заезды. Надо сказать, не все машины смогли с первого раза стартовать. Ряд из них или вообще не смогли завестись, или они заглохли в процессе тестовых кругов. Но таких, честно говоря, было очень мало.

Кстати, в экомарафоне уже второй год подряд участвует и российская команда от Московского автодорожного института (МАДИ). В прошлом году она не смогла выйти на трек, так как машина не соответствовала некоторым техническим параметрам. В этом году судьба была более благосклонной.

Мы зашли в паддок, где ребята готовили машину. Но надолго решили не отвлекать — студенты были уставшие и практически не отрывались от машины. Впрочем, это можно понять! Впереди у них было ответственное прохождение технического контроля.

Тем более, что не обошлось без проблем — за день до соревнований, например, оказалось, что радиус разворота оказался больше необходимого. В итоге, к сожалению, нам не довелось увидеть российскую команду на пьедестале почета.

На трассу ребята, правда, попали, новое передаточное звено в коробке позволило развить нужную скорость в минимум 25 километров в час. Однако прототип не доехал 3,5 круга до финиша из-за аварии.

Команда из Нигерии догнала автомобиль ребят и не смогла объехать.

Несмотря на то, что в результате столкновения с нигерийской машиной команда МАДИ сошла с дистанции, ее результат подтвердил возможность автомобиля проехать на 1 литре бензина 450 км. Также ребята получили приз за упорство и решительность в достижении целей соревнования — сертификат на 1500 евро.

А победителем в категории «Прототипы» стала команда Microjoule — La Joliverie из Франции, регулярно выходившая победителем и прежде.

Она побила свой прежний рекорд, показав результат 3314,9 км/л, превысив прежний показатель на 11 процентов. «Погода на неделе выдалась просто замечательная.

И команда и автомобиль подошли к соревнованиям на пике своей формы», — рассказал лидер команды Микаэль Фардё.

В категории «Городской концепт» команда лицея Lycee Louis Delage из Франции установила новый рекорд Роттердама, проехав 468,8 км на бензиновом двигателе (повышение прошлогоднего результата на 73,1 км).

Команда Sluchtspecht из Университета прикладных наук Оденбурга (Германия) превзошла свой рекорд 2013 года, проехав 389 км на дизельном двигателе.

Команда La Joliverie из Нантского политехнического университета (Франция), представившая автомобиль с силовой установкой на водородных топливных элементах, улучшила собственный рекорд на 150,5 км.

Технические требования к автомобилям экомарафона это вообще «отдельная песня». Перед стартом машины обязаны пройти очень подробную техническую проверку.

Есть два класса — урбан-концепты и прототипы, рассказал руководитель проекта Shell по разработке топлива Майк Эванс. Первый введен всего 10 лет назад. Это машины, которые в принципе можно выпускать на улицы города, они оборудованы фарами, указателями поворота, прочим оснащением, которое характерно для «нормального» автомобиля. Для них и топливо, кстати, обычное — бензин или газ.

«В классе прототипов — больше вариаций. Да и сам вид автомобилей напоминает машины «из будущего» — большей частью это длинные узкие и очень низкие «торпеды» на велосипедных колесах, в которых пилот буквально лежит на земле. Топливо и двигатель для них можно использовать любые», — конкретизировал Майк. Но все равно есть ряд ограничений.

Проверяют габариты видимости, нужно, чтобы из кокпита был хороший обзор. Кстати говоря, абсолютно все автомобили оснащены зеркалами заднего вида. «Измеряют угол поворота колес, диаметр разворота. Тестируется возможность оперативно выбраться из болида в случае чрезвычайной ситуации. Есть требования и к резине, по жесткости, другим характеристикам.

Есть ограничения по размерам и весу. Городской концепт — не более 205 килограммов, а прототип — не более 150 килограммов. На прототипах должно быть две тормозные системы, ножная и ручная. На городских концептах — только одна. Ремень безопасности должен присутствовать и крепко держать водителя — проверяют момент затяжки», — продолжает перечислять Майк.

Контролируется также и вес водителя. Хотя, как мне показалось, здесь требования более формальны. Главное, особенно для прототипов, чтобы пилот вообще влез в кокпит. При мне, например, уже почти на стартовой линии команде пришлось срочно менять одного на другого, так как у первого студента, который втиснулся в узкое кресло, через несколько секунд свело ногу.

Тем не менее вес водителя, управляющего городским концептом, не должен быть меньше 70 килограммов. Для прототипа требования еще жестче — не менее 50 килограммов. Именно поэтому, кстати, в этом классе в качестве пилотов часто выступают девушки.

А вообще ограничения по минимальному весу были специально введены организаторами экомарафона. Как нам пояснили, после нескольких мероприятий судьи стали замечать, что пилоты становились все меньше и субтильнее на вид.

И, чтобы в кокпитах не было уж совсем анорексичных пилотов, ввели планку минимального веса.

Хотя и тут я обнаружил нюансы, совсем уж худощавых не сажают за руль. При мне тестовый заезд проходили два городских концепта, пилотов которых было трудно заподозрить в маленьком весе. Один из них так вообще с трудом влез в машину. А во второй было сразу два пилота.

Но самое интересное и зрелищное это, конечно, заезды. На них водители откатывают автотрассу, чтобы понять — где надо ехать накатом, где вообще стоит выключить двигатель, чтобы как можно больше проехать на одном литре, экономя драгоценное топливо.

На самом деле, когда тебе говорят, что машины ездят буквально на граммах бензина — это одно. И совсем другое ощущение, когда своими глазами видишь, сколько заливают в бензобак.

Например, зачетную дистанцию (10 кругов по 1,6 километра) прототип должен проехать на пяти граммах бензина! Это буквально — чайная ложка. Для городского концепта максимальный объем заливаемого топлива — 50 граммов.

А для электромобиля заряд равен восьми «пальчиковым» батарейкам!

И мы тоже не устояли. В ходе специально организованного для журналистов тест-драйва мне посчастливилось посидеть за рулем городского концепта. Представьте себе автомобиль по размерам меньше «Оки» или немецкого «Смарта».

За спиной трескочет двухцилиндровый двигатель, ты садишься в узкое и жесткое гоночное кресло, к которому еще и пристегивают гоночными пятиточечными ремнями безопасности.

А перед тобой — маленький руль, похожий на те, которыми оснащаются гоночные болиды Формулы-1. И — на трассу!

Ощущения — фантастические! Ты едешь, то обгоняя, то пропуская другие «машины будущего», и в голове постепенно складывается впечатление, что под колесами — настоящая гоночная трасса, но где-то в далеком будущем. Потому что окружающие тебя на дороге машины словно сошли со страниц произведений писателей-фантастов или с экрана фантастического фильма.

Читайте также:  Регистрация самодельного автомобиля в 2018 : поставить на учет авто

А еще ты понимаешь, что за этими, сегодня неказистыми и простенькими, машинами — будущее. Технологии совершенствуются, студенты вырастают и становятся взрослыми конструкторами. И то, что сегодня обкатывается под восторженные аплодисменты зрителей на экомарафоне Shell, завтра может выйти на улицы обычных городов.

Источник: https://rg.ru/2014/06/04/marafon.html

Студенты УГАТУ разработали двигатель для болида, на котором можно проехать сотни километров на одном литре топлива

Студенты Уфимского авиационного университета спроектировали сверхэкономичный двигатель. Свою разработку студенты вмонтировали в болид и теперь поборются за главный приз на Международном конкурсе экономичных автомобилей, который пройдёт в Лондоне.

Колёса от велосипеда, штурвал вместо руля и отсутствие привычного сиденья. Болид, что разработали студенты Уфимского авиационного университета, имеет массу отличий от тех, что ездят по трассам Формулы-1. Он не столь маневренен, зато сверхэкономичен. И заправлять его нужно не бензином или соляркой, а самым настоящим спиртом.

Тимур Шаймарданов, студент УГАТУ, инженер команды Ugatu Racing Team: «Около месяца мы модернизировали двигатель внутреннего сгорания «Хонда» и переделали его с работы на бензиновом топливе на работу на спирте».

Сверхэкономичный двигатель уфимских студентов может на одном литре спирта преодолеть свыше 500 километров. Так, к примеру, двух поллитровок в баке хватит, чтобы из Уфы добраться до самой южной точки Башкортостана. Тогда как на привычном топливе на маршрут уйдёт как минимум 50  литров.    

Михаил Капитонов, студент УГАТУ, инженер команды Ugatu Racing Team: «Настраиваем электронный блок управления для двигателя так, чтобы достичь максимальных показателей двигателя: коэффициента полезного действия, оборотов и прочих моментов».

Испытать мощь болида разработчики решили не где-нибудь, а в Лондоне, на международном конкурсе, на который съедутся около тысячи участников со всего мира. Причём Россию на соревнованиях представят только две команды: Московского автодорожного института и Уфимского авиационного университета.

Максим Горшков, студент УГАТУ, инженер команды Ugatu Racing Team: «Соревнования крупные, международные. Очень ценятся в Европе, а в России, к сожалению, приходится рассказывать, что это такое. А вообще, в Европе участие в этих соревнованиях уже входит в обязательную программу в каждом втором университете».

Месяцы разработок и десятки тысяч рублей, которые студенты тратят из своего кармана на создание болида, могут сойти на нет. Команде сейчас не хватает денег на дорогу и проживание в Лондоне. Ребята уже написали десятки писем бизнесменам с просьбой помочь, но пока безрезультатно.

Наталья Романова, студент УГАТУ, инженер команды Ugatu Racing Team: «По смете, на болид необходимо около 500 тысяч рублей. Вложено уже около 300 тысяч, нам необходимо ещё 200 тысяч. Мы надеемся, что нам смогут помочь, и нам удастся представить Россию на этих международных соревнованиях, что очень важно для нас».

Если же брать результативность команды авиационного университета, то в их копилке уже есть второе место на Международном конкурсе электромотоциклов, который проходил в прошлом году в Барселоне. На сей раз настрой только на победу – докатиться на уфимском болиде до британского Гран-при.  

Источник: https://rb7.ru/news/168830

Создадим экономичный болид с расходом топлива 1л на 1000 км!

В нашем современном мире очень много экологических проблем, угрожающих нашим жизням, и одна из основных проблем – загрязнение окружающей среды.

Выхлопы от автомобилей загрязняют наш воздух, которым мы дышим, от этого обостряются хронические заболевания дыхательной системы, вредные вещества способствуют развитию опухолей, особенно – злокачественных.

А длительный контакт с выхлопными газами приводит к смерти, в частности – от отравления конкретно угарным газом.

Мы молодая команда студентов-инженеров из Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) – UGATU Racing Team и мы предлагаем Вам поучаствовать в создании транспорта, который значительно экологичнее, менее токсичен, а его расход топлива составляет 1 л бензина на 1000 км!

Нам всего по 20 лет, но уже во время обучения мы создаем экономичный болид (автомобиль), который должен проехать наибольшее расстояние на одном литре топлива. С этим болидом мы хотим представить свою страну на крупнейших международных соревнованиях SHELL Eco-Marathon Europe 2018 в Лондоне.

Данные соревнования очень популярны по всему миру, большинство участников соревнований из крупных европейских стран: Великобритании, Италии, Франции, Голландии. В Европе данный проект очень ценится, а ребята получают высокооплачиваемую работу в ведущих автомобильных компаниях.

Мы знаем это не понаслышке, потому что уже участвовали в данных соревнованиях в прошлом году, показали неплохой результат и завоевали награду, несмотря ни на что!

В этом году Россию представляют всего две команды из России – МАДИ (г. Москва) и UGATU Racing Team (г. Уфа)

Прошлое участие в соревнованиях было у нас впервые, мы усердно трудились над созданием болида и искали спонсоров, но в нас, к сожалению, мало кто верил.

Несмотря на все трудности мы не сдались и поехали на соревнования, показав отличный результат — нами была завоевана награда «Стойкость и Дух», а болид проезжает 133 км на 1 литре бензина! Это как доехать от Варшавы до Бреста, кстати, вот наша карта путешествия на заднем стекле автобуса, на котором мы ехали и отмечали по пути большие города

В этом году мы снова едем на эти соревнования, чтобы показать еще более хорошие результаты и доказать, что в России тоже развиваются инновационные проекты среди студентов и инженеров, что наши технологии и научные решения не уступают европейским, а сами студенты не менее изобретательны.

На данный момент наш болид находится на стадии изготовления. У нас уже готовы чертежи двигателя, чертежи корпуса, частично детали двигателя, также, частично матрицы для новых деталей кузова.

Наша будущая матрица болида:

Наш будущий двигатель:

В наших планах расход топлива болида с новым двигателем будет составлять 1 л на 1000 км!

На что мы собираем средства?

В первую очередь, эти деньги пойдут на создание улучшенного болида, чтобы в этом году наш результат не уступал европейским! Для примера, лучший результат принадлежит австрийской команде, которая проехала на одном литре 3500 км! Нам есть к чему стремиться!

Благодаря вашей поддержке мы сможем создать более прочную матрицу из углеволокна и создать новый экономичный двигатель собственной разработки и воплотить его в жизнь!

Что мы предлагаем взамен?

Со своей стороны, мы полностью подготовим, спроектируем и соберем суперэкономичный болид и будем представлять РФ на соревнованиях в Лондоне.

Нам доверяют

Наша команда уже имеет успешный опыт создания и болида класса SHELL Eco-Marathon, а также электромотоцикла «E-ti» — победителя соревнований Smartmoto Challenge Moscow и Smartmoto Challenge Barcelona. Также, мы не стоим на месте и уже приступили к созданию болида формульного класса для соревнований «Формула студент»

У тебя есть уникальная возможность поддержать нас!

Источник: http://boomstarter.ru/projects/879492/sozdadim_ekonomichnyy_bolid_s_rashodom_topliva_1l_na_1000_km

Три тысячи километров на одном литре

Расход топлива современного автомобиля 5 литров на 100 км считается совсем небольшим. Три литра на сотню — маленьким. Но на гонке Shell Eco-Marathon подобные цифры вызовут разве что смех: здесь соревнуются за показатели в тысячи километров на одном литре.

В огнестойком гоночном комбинезоне и шлеме я опускаюсь в глубокое спортивное кресло-«ковш» с массивной боковой поддержкой. Один из механиков помогает мне пристегнуться пятиточечным гоночным ремнем, поскольку самостоятельно сделать это в толстых гоночных перчатках без должного навыка довольно сложно.

Щелкаю тумблером зажигания на передней панели, нажимая на кнопку стартера, завожу двигатель и, продавив тугую педаль газа, выезжаю на стартовую прямую. Взмах зеленого флага — и я изо всех сил давлю на педаль, чтобы под тарахтение 350-кубового 7-сильного дизеля разогнаться до скорости в 15 (нет, не 150 — пятнадцать!) км/ч.

Потом отпускаю педаль и до поворота качусь по инерции, после чего вновь кратковременно использую акселератор, чтобы компенсировать потерянную скорость. На трассе общей протяженностью 1,6 км я нажимаю на педаль газа всего лишь пять раз — по несколько секунд, а на тормоз вообще ни разу.

Уже на выкате я заруливаю на финиш, где меня поджидает механик с маленькой бутылкой GTL-топлива и тонкой мерной трубкой, позволяющей с большой точностью долить топливо до мерной черты в топливном баке. Мой результат — 23,8 мл на круг, или 67,01 км на 1 л.

По меркам этих состязаний результат более чем средний, даже с учетом того, что машина, на которой я ехал, вовсе не рекордная — это реплика городского концепта, с которым одна из испанских команд выступала на Shell Eco-Marathon в 2010 году.

Как выяснилось позднее, в соревновании среди журналистов из разных стран победил Василий Кос­тин из «Авторевю» — он, решив по‑настоящему почувствовать себя в шкуре участника, глушил двигатель на длинных прямых и в результате добился показателя 106,52 км на литр.

30 лет прогресса

В 1939 году ученые и инженеры американского исследовательского центра Shell устроили между собой дружеское состязание, критерием победы в котором стали не максимальная скорость или минимальное время прохождения трассы, а расстояние, которое болид может пройти на одном литре топлива — победитель продемонстрировал результат в 21 км. А в 1985 году идея возродилась уже на международном уровне: на гоночной трассе Paul Ricard на юге Франции стартовала гонка Shell Eco-Marathon Europe (а позднее появились американская и азиатская гонки), в которой приняли участие 25 студенческих команд, выкативших на трек свои болиды из дерева и стеклопластика. Показатели экономичности победителя, швейцарской команды Team Henry, составили фантастические по тем временам 680 км/л. А сейчас, спустя 30 лет, даже 800−1000 км/л считаются не слишком высоким результатом. Вот лишь некоторые показатели рекордс­менов этого года, победивших в соревновании 197 команд из 26 стран — 2308,3 км/л (бензиновый болид TED команды французского Центра технического образования компании Airbus Helicopter) и 2551,8 км/л (болид на сжатом природном газе Microjoule французской школы Ла-Жоливери). А абсолютный рекорд был установлен в 2010 году, когда команда Политехнического института в Нанте показала результат в 4896,1 км/л. Почти 5000 км на одном литре бензина!

Андрей Ременцов, проректор МАДИ: «Подобные соревнования — прекрасная школа для студентов. Умение ставить конкретные цели и решать возникающие технические проблемы в составе команды — это как раз тот навык, который понадобится будущим конструкторам при работе в любой автомобилестроительной компании. И возможно, именно эти инженеры и сделают наши автомобили более экономичными».

Простые правила

Соревнования Shell Eco-marathon включают состязания в двух основ­ных категориях — прототипы (Prototype) и городские концепты (UrbanConcept). Первая — это легкие (максимальная масса 140 кг) и низкие (до 100 см высотой), обтекаемые болиды, в которых пилот находится в лежачем положении.

Вторые уже более похожи на городские машины — и внешне, и тем, что пилот в них полусидит.

Некоторые команды идут даже дальше — в прошлом году голландская команда TU/ecomotive из Технического университета Эйндховена выполнила все технические требования, предъявляемые к автомобилям на общественных дорогах, в результате чего их городской концепт проехал от Эйндховена до Роттердама.

В обеих категориях команды имеют широкий выбор видов топлива: бензин, дизель, этанол, синтетическое топливо (синтезированное из газа, GTL), водород (для топливных элементов), электроэнергия, сжатый (компримированный) природный газ.

Правила соревнований просты — нужно пройти трассу (в Роттердаме это были десять кругов общей дистанцией 16 117 м с пятью поворотами на круге) не более чем за 39 минут, показав при этом минимальный расход топлива.

И хотя команды для выполнения этой задачи имеют широкий простор для воображения, перед тем как выпустить болиды на трассу, техническая инспекция тщательно проверяет соответствие всем требованиям безопасности и регламента гонок. «Несмотря на то что скорости невысоки, безопасность должна быть прежде всего.

Проверяется соответствие всех размеров, веса, прочность ремней безопасности, угол обзора из кокпита, минимальный радиус поворота, эффективность тормозов, общая конструкция болида и другие параметры», — объясняет Майк Эванс, главный специалист Shell по топливу для Formula 1.

На этой гонке Эванс — один из членов технической комиссии, отвечающий за измерение главного показателя — расхода топлива и энергии. — Если топливо жидкое, перед стартом бак и топливная система доливаются до мерной черты и опечатываются, а измерение происходит при дозаправке после гонки.

Хотя в рекордных случаях расход за всю дистанцию бывает настолько мал, что для самых точных замеров мы снимаем топливную систему и взвешиваем ее на прецизионных весах. С электричеством проще — в схему сразу включается измерительный прибор, для природного газа и водорода используются расходомеры».

Читайте также:  Ездить на евробляхах можно будет легально

Источник: https://www.PopMech.ru/vehicles/182341-tri-tysyachi-kilometrov-na-odnom-litre/

Наши на Лондонском экомарафоне

От жары в кокпите спасают вентиляционное отверстие и самая обыкновенная бутылка воды.

Пилот располагается лежа. Для управления машиной служат рычаги: справа — газ, слева — задние тормоза. Педаль одна-единственная, и отвечает она за передние тормозные механизмы.

Аскетичность болида объясняется регламентом экомарафона Shell. В этом состязании важно не первым прийти к финишу, а намотать километров больше остальных участников, используя литр топлива или киловатт энергии. Кроме прототипов, в марафоне участвуют городские концепты. Они похожи на привычные автомобили с креслами, двумя педалями, указателями поворотов и прочими атрибутами.

В конкурсе самых экономичных и экологичных прототип MADI Eco-Team участвует уже в пятый раз. Вторая российская команда, из Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), вышла на старт в категории прототипов впервые — и получила ценный для нее опыт, попутно удостоившись награды «За упорство и волю к победе».

Что под капотом?

Прототип — это торжество минимализма, и каждое инженерное решение направлено на снижение массы болида. Объем баков составляет от 37 до 250 мл.

Корпус ПРОТОТИПА изготовлен из легких материалов: карбона и алюминия. Некоторые элементы напечатаны на 3D-принтере. В результате машина московских инженеров приблизилась к массе в 40 кг.

Длина гоночной трассы — 1,5 км. Проехать по ней 10 кругов и не сжечь лишнего топлива — задачка не из простых. Вся надежда на модифицированный двигатель Honda GX35 рабочим объемом 35 см3. Соперники используют аналогичные двигатели мощностью от 1 до 1,5 л.с.

Причем не только от именитых производителей, но и созданные в собственных конструкторских бюро. В повседневной жизни такие моторы пригодны разве что для садовой техники. Бензин участники экомарафона используют обычный.

В рамках соревнований во все машины заливают топливо Shell V-Power.

Литр на всех

От мастерства пилота зависят результаты целого года работы остальной команды.

Ведь управлять такой машиной нужно по-особенному: поддерживать скорость 20–30 км/ч, при любой возможности двигаться накатом, с выключенным двигателем.

На последнем круге мотор можно завести раза два-три. На педаль тормоза и вовсе лучше не нажимать, чтобы лишний раз не тратить драгоценное топливо на последующий разгон.

Инженеры хорошо потрудились над созданием болида. Теперь очередь пилотов.

Так как каждый килограмм на счету, за руль чаще всего садятся, вернее, ложатся, хрупкие девушки. Основной пилот MADI Eco-Team Татьяна Федорова весит всего 52 кг.

К сожалению, по семейным обстоятельствам она не смогла принять участие в британском заезде. Ее заменил более тяжелый пилот.

Однако сложности не помешали команде улучшить свой прошлогодний результат с 193 км на одном литре топлива до 238,27 км!

Первое место в заезде заняла команда Microjoule-La Joliverie из Франции. Их болид проехал 2503 км на 1 литре — и этого пробега хватило бы, чтобы добраться из Франции в Россию!

Впереди — топ-20 

Капитан команды MADI Eco-Team Андрей Сотсков доволен гонкой и уже ставит амбициозные цели: «Мы показали неплохой результат. Но на следующий экомарафон Шелл мы уже готовим другой болид, который поможет нам выйти на новый уровень. Наша цель — войти в двадцатку и проехать порядка 500–600 км на одном литре топлива».

Команда MADI Eco-Team уже работает над новым болидом для участия в будущих экомарафонах.

Команда действительно работает над новым корпусом для болида. Перед следующим стартом, когда MADI Eco-Team заменит рамную конструкцию углепластиковым монококом, машина станет еще легче, прочнее и компактнее.

Для двигателя будет применено новое маловязкостное моторное масло, которое снизит потери на трение в шатунно-поршневой группе.

Если студенты из МАДИ продолжат так же активно совершенствовать свой болид, то очередной рекорд не за горами.

Наши на Лондонском экомарафоне

Корпус ПРОТОТИПА изготовлен из легких материалов: карбона и алюминия. Некоторые элементы напечатаны на 3D-принтере. В результате машина московских инженеров приблизилась к массе в 40 кг.

Инженеры хорошо потрудились над созданием болида. Теперь очередь пилотов.

От жары в кокпите спасают вентиляционное отверстие и самая обыкновенная бутылка воды.

Команда MADI Eco-Team уже работает над новым болидом для участия в будущих экомарафонах.

Первое место в заезде заняла команда Microjoule-La Joliverie из Франции. Их болид проехал 2503 км на 1 литре — и этого пробега хватило бы, чтобы добраться из Франции в Россию!

Источник: https://surfingbird.ru/surf/nashi-na-londonskom-ekomarafone—2ic1De3DF

4896,1 км на одном литре — Автоцентр.ua

Очередной рекорд экономичности был поставлен в «Шелл-экомарафоне», прошедшем 5–7 мая в Германии, в пригороде Лаузица. В этом мероприятии впервые участвовала украинская команда.

Подъезжая к гоночной трассе EuroSpeedway, сразу начинаешь понимать, что Shell Eco-Marathon – это не просто автоспортивное мероприятие. Огромный палаточный городок с многочисленными флагами разных стран и толпы молодежи заставляют вспомнить свои студенческие годы.

Но если при «Союзе» мы ездили в стройотряды и «на картошку», то у современных студентов появились другие возможности.

Shell Eco-Marathon, «учредителем» которого является компания Shell, – одно из таких мероприятий, где студенты могут реализовать свои фантастические идеи.

«Шелл-экомарафон» проводится с 1985 года. Для участия в этом мероприятии студенческие команды всевозможных технических университетов и школ создают собственные транспортные средства, которые должны потреблять минимальное количество топлива. Главная цель состязаний – проехать максимальное расстояние на одном литре горючего и обеспечить минимальные выбросы СО2 в атмосферу.

Команды самостоятельно выбирают класс машин, в котором будут соревноваться, и тип источника энергии.

В качестве последнего возможны как двигатели внутреннего сгорания – бензиновые и дизельные, так и электромоторы на водородных топливных ячейках (Fuel Cell) и солнечных батареях. ДВС могут работать и на биотопливе или на нефтяном либо природном газе.

А чтобы, подводя итоги марафона, привести их к единому знаменателю, разработана специальная методика пересчета потребления разных видов топлива с учетом их энергетических характеристик.

Экомобили с силовой установкой на топливных элементах заняли лидирующие места в обоих классах машин.

В «Шелл-экомарафоне» участвуют два класса автомобилей – прототипы и так называемые урбанистические концепты.

Прототипы (трех- или четырехколесные) могут иметь любой дизайн и любой двигатель – главное, чтобы автомобили соответствовали требованиям техрегламента соревнований.

А это наличие огнетушителя, шеститочечных ремней безопасности, звукового и стоп-сигналов, наружной кнопки остановки двигателя, пространства для свободного перемещения головы водителя в шлеме, системы вентиляции салона.

Тормозная система должна удерживать авто на 30-градусном спуске/подъеме, а костюм и обувь пилота – полностью закрывать его тело. Кроме того, шлем должен иметь стекло. К классу урбанистических концептов есть дополнительные требования – они должны иметь четыре колеса, багажник и обеспечивать сидячее положение водителя.

В этом году состязания прошли на трех континентах – в Америке, Европе и Азии, поэтому удалось собрать около 400 команд из 42-х стран. В Европе в 2010-м Shell Eco-Marathon проведен 26-й раз при участии 213 команд из 22 стран.

Одна треть команд – школьные, а остальные – вузовские.

При содействии компании «Хонда-Украина» в Shell Eco-Marathon впервые участвовала и украинская команда «ЛСА-ХАДИ-Хонда» из Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ).

По выбросам СО2 экоболиды на высоте: лучшее значение 0,7 г/км у прототипов и 4,67 г/км – в классе «урбан-концептов».

Зачет

Согласно программе соревнований каждая команда выполняет четыре зачетных заезда. Перед каждым из них в контрольный стеклянный бак «до горловины» заправляется топливо.

Один заезд – это преодоление дистанции в 25 км 485 метров по треку со средней скоростью около 30 км/час (нужно уложиться в 51 минуту). После этого организаторы доливают бак до полного и, зная «порцию» дозаправки, рассчитывают запас хода на одном литре топлива.

Лучшая экономичность, т. е. максимальный путь на одном литре топлива, идет в финальный зачет соревнований.

2010 год для участников экомарафона и всех тех, кому эта тема интересна, был особенно актуален. Ждали новых сенсаций, так как последний рекорд экономичности – 3836 км/л – был зафиксирован еще в 2005 году.

И долго ждать не пришлось – еще 5 мая команда французского политехнического университета из города Нанта (Polytech’ Nantes) установила новый рекорд – 4414,1 км/л, а после однодневной паузы (из-за дождливой погоды) 7 мая эта команда побила свой же рекорд, проехав на одном литре топлива 4896,1 км. Интересно, что прототип-рекордсмен оснащен не классическим ДВС, а силовой установкой на топливных элементах. Второй зачетный результат – 2964,7 км, «отставший» от рекордного почти на 2 тысячи километров, тоже показан прототипом, но с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Он принадлежал французской команде из школы La Joliverie Projet Microjule.

Что касается украинской команды, то в своем классе она заняла достойное среднее место. Среди 99 участников в классе прототипов харьковчане – на 42-м месте, они проехали на одном литре бензина 570 км. Для новичков это совсем неплохо.

Норман Кох Технический директор Shell

Технологии экономии топлива сегодня интересны всем, в том числе и компании Shell. Сегодня мы активны на рынке энергосберегающих технологий и снижения загрязнения окружающей среды.

На данный момент на рынок Европы мы выводим новое топливо, которое обеспечивает экономию до одного литра на каждом баке. Также мы создаем биотопливо второго поколения, которое не конкурирует с продуктами питаниями.

Получают его из древесины, соломы, водорослей и т. п.

Александр Чернышев Капитан команды «ЛСА-ХА­ДИ-Хонда»

Мы довольны нашим первым участием в экомарафоне и уже строим планы на следующий год. В этом году мы отработали экономичную технику вождения и нашли изъяны нашего автомобиля.

До следующего сезона нам предстоит усовершенствовать как аэродинамику, так и силовую установку машины.

Вместо 35-кубового карбюраторного мотора Honda GX-35 планируем установить новый двигатель – тоже хондовский, но инжекторный, объемом 20 см куб.

Команда «ЛСА-ХАДИ-Хонда» появилась в 2007 году, после того как ее нынешний капитан Александр Чернышев, в то время студент третьего курса ХНАДУ, побывал на Shell Eco-Marathon по приглашению компании Shell.

По возвращении он собрал команду единомышленников, с которой в лабораториях харьковского университета создали своими руками для экомарафона автомобиль ХАДИ-34. Конструктивно ХАДИ-34 представляет собой монокок из стекловолокна с алюминиевым каркасом. В качестве элементов трансмиссии и других узлов и агрегатов используются велосипедные комплектующие.

Рулевой механизм – джойстикового типа с ручкой привода тормозного механизма заднего колеса. Харьковский экоболид оснащен двойной системой пожаротушения – автономной, с пиропатроном в салоне и в моторном отсеке, и обычным огнетушителем.

Изначально ХАДИ-34 изначально был обут в шины тайваньского бренда, но для участия в соревнованиях машину вооружили специальными энергосберегающими покрышками французской компании Michelin. Для максимального снижения сопротивления качению шины накачиваются до высокого давления – 9 бар.

ТТХ прототипа ХАДИ-34

Кузов

монокок

Расч. коэф. аэродин. сопр.

0,13

Вес в снаряженном состоянии, кг

41

Габаритные размеры, Д/Ш/В, м

3/1/0,7

Двигатель

Honda GX-35

Тип двигателя

4-такт. бенз. карб.

Рабочий объем, см куб.

35

Мощность, кВт (л. с.)

7 (10)

КП

планетарный механизм

Тормоза

диск. мех.

Победители Shell Eco-Marathon

Место

Команда

Тип силовой установки

Дистанция

1

202

Polytech’ Nantes, Франция

Топл. элемент, электро

4896.1 км/л

2

001

La Joliverie Projet Microjule, Франция

Бензиновый ДВС

2964.7 км/л

3

225

University of Applied Sciences, Offenburg, Германия

Топл. элемент, электро

2794.9 км/л

1

402

De Haagse Hogeschool, Нидерланды

Топл. элемент, электро

747.2 км/л

2

413

Fachhochschule Trier, Германия

Топл. элемент, электро

700.9 км/л

3

411

Universite de Liege, Бельгия

Топл. элемент, электро

470.8 км/л

Юрий Дацык
Фото автора и Shell

Редакция благодарит компанию «Honda-Украина» за помощь в организации поездки

Источник: https://www.autocentre.ua/opyt/tehnologii/48961-km-na-odnom-litre-273590.html

Ссылка на основную публикацию