Ездить на евробляхах можно будет легально

Евробляхам запретят въезд

Новые пошлины ограничат ввоз авто с европейскими номерами и приведут к повышению цен на машины с украинской регистрацией

Популярный в последние годы анекдот о том, что все литовские таксисты уехали на заработки в Украину, вскоре потеряет актуальность. Верховная Рада намерена ввести новые правила растаможки машин, которые, с одной стороны, существенно упрощают легальный ввоз иномарок, а с другой – блокируют все попытки ездить на евробляхах стоимостью в несколько тысяч евро.

Автообвал

Запредельно высокие таможенные пошлины на бывшие в употреблении машины превратили Украину в крупнейший музей автомобилей прошлого века на территории Европы. На дорогах можно без труда встретить легендарные «копейки» советского автопрома, пережившие за свою 40-летнюю историю многократную реинкарнацию в гаражных кооперативах.

Легально купить дешевое 10–15-летнее авто за рубежом даже сейчас для многих украинцев не по карману. С учетом растаможки машина при изначальной стоимости $1-2 тыс. обойдется не менее чем в $5-6 тыс.

Сообразительные граждане, которые обнаружили пробелы в законодательстве, рискнули ездить на авто с европейской регистрацией, оформленные на иностранные фирмы или граждан.

Обычно такие машины пересекают границу в режиме транзита или временного ввоза и формально водитель не является собственником.

Ездить на таком авто можно по территории Украины год, а потом придется пересечь границу, дабы не нарушить срок пребывания.

С каждым годом машины с европейской регистрацией становятся все популярнее. Особенно в приграничных населенных пунктах, где авто с украинскими номерами уже редкость. Хлынувший поток евроблях обвалил цены на внутреннем рынке.

За несколько лет стоимость подержанных авто с украинскими номерами упала в среднем на 30% и продолжает снижаться.

Заодно «европейцы» поставили крест на всех попытках автопроизводителей вывести на рынок очередную «новинку», собранную из китайских комплектующих, по ценам пятилетней Skoda в Литве.

Сейчас в Украине находится, по данным таможни, свыше 315 тыс. машин с европейской регистрацией. Далеко не все они возвращаются обратно. Почти половина – 125 тыс. – колесят по украинским дорогам с нарушением срока пребывания.

Весьма распространенное явление, когда изначально на территорию Украины ввозится автомобиль стоимостью до $1 тыс. Вывозить его обратно за границу нет никакого смысла – проще бросить на обочине или сдать на разборку. Таким же образом поступают и в случае ДТП.

Восстанавливать автомобиль экономически бессмысленно, как и платить штрафы.

Дошло до того, что даже полиция игнорирует нарушения со стороны водителей нерастаможенных авто, ведь владельцу все равно предъявить нечего. Да и не факт, что он формально существует.

Любые попытки власти ограничить ввоз нерастаможенных авто мгновенно приводили к массовым протестам. Многочисленные законопроекты, призванные запретить или, наоборот, полностью легализовать такие авто, так и не были приняты. Но на сей раз весьма велика вероятность, что с евробляхами будет покончено.

Компромиссный вариант

Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики под руководством Нины Южаниной внес в парламент законопроект №8488, у которого есть все шансы быть принятым. Даже несмотря на то, что он явно придется не по вкусу владельцам самых «возрастных» авто с европейской регистрацией, характеризующимся большим объемом двигателя.

Разработчики закона называют его компромиссным решением, учитывающим интересы государства, автоимпортеров и владельцев нерастаможенных авто. Со слов Южаниной, документ был обсужден с ГО «Автоевросила». Это объединение известно тем, что наиболее активно борется за права владельцев авто с европейскими номерами. В чем же заключается компромисс?

Главная идея законопроекта №8488 – радикальное снижение акцизов и увеличение таможенных платежей для очень старых машин.

Сейчас при растаможке нужно заплатить три вида налогов: ввоз­ную таможенную пошлину, акцизный сбор и НДС. Самые крупные – два последних платежа. Скажем, при покупке 10-летнего авто с объемом двигателя 1,5 л придется заплатить €3,2 тыс. акциза и еще €1,7 тыс. НДС. В итоге его конечная стоимость увеличивается более чем вдвое.

Законопроект Южаниной предполагает, что размер акцизов будет рассчитываться по новой формуле. За базовый платеж будет браться €50 – для бензиновых и €75 – для дизельных авто. Потом эти цифры умножаются на возраст автомобиля и объем двигателя.

К примеру, для 10-летней машины с бензиновым двигателем объемом 1,5 л акциз составит 50 х 1,5 х 10 = €750. Это намного дешевле, чем для автомобилей не старше пяти лет, для которых установлены пониженные ставки акцизного сбора. Сейчас пришлось бы заплатить около €2 тыс.

, и это не считая других налогов.

В случае принятия законопроекта Южаниной, владельцу 10-летнего авто стоимостью €4 тыс. с 1,5-литровым бензиновым двигателем придется заплатить за растаможку около €2,3 тыс. То есть удорожание машины будет уже не двукратным, как ранее. Но все равно весьма существенным. Ведь 20% НДС никто не отменял. В среднем машина после растаможки подорожает в полтора раза.

Ввозить дешевые 15–20-летние авто стоимостью €0,5-1 тыс. потеряет всякий смысл. Растаможка «съест» как минимум €1,5-2 тыс. А если речь идет о дизельных авто с большим объемом двигателя, то еще больше.

Получается, что новый законопроект будет стимулировать легальный ввоз машин моложе 10 лет с небольшим объемом двигателя. Особенно выгодно будет растаможивать авто, попавшие в ДТП и продающиеся за рубежом за бесценок.

В этом случае удастся добиться большой экономии по НДС и ввоз­ной пошлине.

Согласившись пойти на существенные уступки по снижению акцизов, депутаты намерены ввести огромные штрафы, если авто не будет растаможено. В случае принятия законопроекта евробляхи уйдут в прошлое. В этом и заключается предложенный компромисс.

Схемы больше нет

Законопроект Южаниной блокирует все самые популярные способы ввоза нерастаможенных авто в Украину.

К примеру, сейчас законодательством запрещено гражданам Украины использовать в личных целях машины, принадлежащие иностранным собственникам. Но в то же время нет прямого запрета на вождение такого авто.

То есть иностранец может заехать на машине в Украину и тут же отдать ее в управление украинцу. Это одна из наиболее популярных схем ввоза нерастаможенных авто.

Другой способ пересесть за руль машины с европейскими номерами – стать сотрудником иностранной компании, владеющей авто, и якобы по ее поручению отправиться в Украину для выполнения каких-то бизнес-задач. На машину выписывается доверенность, снимающая лишние вопросы у таможни и полиции.

Законопроект блокирует все эти возможности ввезти авто без растаможки. Документ запрещает передавать авто во владении, в использование и распоряжение украинцам, а также для предпринимательской деятельности и получения дохода. Машина не может быть передана и для разукомплектования.

Если собственник авто с иностранными номерами отдал ее гражданину Украины, придется заплатить штраф в размере 34 тыс. грн. Украинцам тоже не удастся избежать наказания. Минимальный размер санкций – 8,5 тыс. грн. Повторное нарушение обойдется уже в 170 тыс. грн.

Единственная возможность ввезти машину без растаможки – заехать на территорию Украины в режиме транзита и выехать через ту же границу через пять дней или через десять в другое государство. Сейчас тоже многие пользуются такой возможностью, особенно жители приграничных районов.

Нередко сроки пребывания нарушаются. Владельцы авто берут фиктивные справки с СТО, что машина была в ремонте, или выписки из больницы. Так можно протянуть год и даже больше. В этом случае грозит штраф в размере 8,5 тыс. грн за первую просрочку.

Теперь же подобные хитрости не пройдут.

Законопроектом предусмотрено, что один день просрочки обойдется в 170 грн, свыше 10 дней – 3,4 тыс. грн, 20-30 дней – 85 тыс. грн, больше месяца – 170 тыс. грн.

Дабы нарушители таможенного законодательства не расслаблялись, между таможней, полицией и пограничниками будет создана автоматизированная система обмена информацией. Более того, полицейские получат право проверять машины с еврономерами, тогда как сейчас они могут оштрафовать только за нарушение ПДД, если, конечно, владелец нерастаможенного авто согласится остановиться и не сбежит.

Последствия

Как только будет принят законопроект, из Украины начнется массовый вывоз машин с еврономерами. Не исключено, что, опасаясь санкций, иностранные владельцы авто, передавшие их украинцам, начнут путаться в показаниях и рассказывать, что машины у них украли.

Посредники, зарабатывавшие на покупке евроблях, станут оказывать услуги по их продаже и вывозу из страны. Маловероятно, что 10-летние или тем более 20-летние «феррари», после пробега по нашим дорогам, будут пользоваться бешеной популярностью у зарубежных потребителей.

Очевидно, им придется доплачивать, чтобы они оформили такое авто на себя.

Резкое сокращение числа машин с еврономерами спровоцирует повышение цен на б/у авто с украинской регистрацией. Хотя едва ли можно будет говорить о существенном удорожании.

Ведь одновременно в страну начнут завозить машины по новым правилам растаможки, которые не позволят ценам значительно уйти вверх.
В выигрыше останутся не только собственники подержанного транспорта, но и покупатели новых, мощных автомобилей.

К примеру, сейчас акциз для новых машин с 6-литровым двигателем составляет €13,2 тыс. А в случае принятия законопроекта придется уплатить в бюджет всего €300.

Источник: http://www.lcmedia.com.ua/news/auto/29769-evroblyaham-zapretyat-vezd

За все нужно платить: как в Украину завозят «евробляхи» и как не попасть на крупный штраф (фото)

Автомобилей с иностранной регистрацией (так называемых «евроблях») на украинских дорогах становится все больше.

При этом будущих владельцев таких авто не пугает возможный отлов полицией и конфискация автомобиля, а в результате огромные штрафы, которые начали присуждать украинские суды собственникам «евроблях».

В стремлении получить иномарку за сравнительно небольшие деньги украинцы готовы идти на любые ухищрения.

Некоторые наши соотечественники самостоятельно отправляются за границу, в частности в Польшу или страны Балтии, чтобы купить подержанный автомобиль.

Это, конечно, более дешевый способ стать владельцем «евробляхи», но только при условии, что у тебя уже есть на примете фирма, которая будет согласна взять будущего автовладельца «на работу» и оформить авто на себя (таково условие Стамбульской конвенции, по которой есть возможность ввоза в Украину иностранного автомобиля на год).

Большинство украинцев все же предпочитают пользоваться услугами автоперегонщиков (так называемых «верблюдов»), которые за дополнительные деньги (около 1000 долларов) приобретут нужный автомобиль за границей, оформят все необходимые документы и пригонят его в Украину. У одного из таких перегонщиков «ФАКТЫ» попытались узнать, по каким схемам ввозятся «евробляхи» в нашу страну и какие подвохи могут ожидать будущих владельцев машин с иностранной регистрацией.

— Сейчас в интернете полно объявлений, в которых различные конторы предлагают за дополнительную плату, от 700 до 1000 долларов, пригнать нужную «евробляху».

Правда, взяв предоплату в 500 долларов, они не дадут никакой расписки, гарантирующей выполнение взятых на себя обязательств по доставке авто из-за границы, — говорит автоперегонщик Евгений Трофимов (фамилия по просьбе собеседника изменена).

— Именно поэтому я не даю никаких объявлений. Лучшая реклама моей работы — это «сарафанное радио», когда довольный клиент рекомендует меня своим знакомым.

Во время встречи с клиентом мы обсуждаем все его пожелания относительно авто: марку, цвет, объем двигателя и комплектацию. После этого я беру задаток в 300—500 долларов, который гарантирует, что клиент потом не откажется от покупки, и оставляю ему свои контакты в одном из мессенджеров (Viber или WhatsApp), куда я буду ему сбрасывать фото и видео автомобилей.

— Как происходит подбор машины?

— Обычно присматриваю авто на специальных базарах в Польше или Литве, где продаются подержанные машины. Здесь нужно быть специалистом, чтобы не приобрести реальный хлам. Ведь большинство продаваемых там автомобилей уже побывали в руках работников местных СТО, которые навели предпродажный марафет.

Машина может выглядеть лялечкой, но в реальности будет битой и крашеной «по живому» — на голый металл без грунтовки. Это уже через пару месяцев выйдет новому хозяину боком: краска вздуется, а кузов под ней будет ржаветь.

У нас есть специальные приборы, измеряющие толщину краски на кузове, что дает понять, равномерно ли покрашена машина (подобными приборами пользуются и перекупщики на украинских авторынках. — Авт.). Также проверяю, чтобы автомобиль не был «утопленником».

После того, как машина окончательно отобрана и ее покупка утверждена, еду на фирму, в которой будет зарегистрирована машина. Ее новый владелец автоматически становится сотрудником этой компании.

— Всегда автомобиль оформляется сразу на клиента?

Читайте также:  «волгу» посадили на шасси «мерседеса»

— Конечно же, нет. Все зависит от его надежности. Если это хороший знакомый или проверенный человек, то да. Но в большинстве случаев оформляю машину на себя, так как уже давно являюсь сотрудником одной из таких фирм — как в Польше, так и в Литве.

А в Украине продаю машину по генеральной доверенности новому владельцу (таким же способом происходит и дальнейшая перепродажа «евроблях» в Украине. — Авт.). За регистрацию автомобиля на фирму приходится платить около 100 долларов, если оформляю его на себя.

Если же оформлять машину сразу на будущего хозяина, то нужно заплатить 200 долларов. Из них 50 уходит на доверенность, которую оформят на меня, а остальные 150 забирает контора, принимающая на «работу» нового «сотрудника».

В большинстве случаев реальными хозяевами таких фирм являются наши бывшие соотечественники, которые тоже хотят на этом подзаработать.

— Еще кому-то приходится платить?

— Конечно, платить нужно за все. Во-первых, за официальную перерегистрацию, которая, в Польше обходится около 50 долларов. Затем за страховку, если она заканчивается. Это еще около сотни долларов.

Ну и, конечно же, гривен 200 придется отдать при пересечении границы нашим таможенникам, чтобы те не мурыжили на пункте пропуска (о том, как украинские таможенники зарабатывают на «евробляхах», «ФАКТЫ» писали ранее. — Авт.).

Если к этому добавить проживание, питание и топливо на дорогу, то мой чистый «навар» на одном авто составляет чуть больше 500 долларов. В то же время клиент получает нормальную машину за сравнительно небольшие деньги.

К примеру, я только что пригнал из Польши Ford Fiesta 2006 года, который обошелся заказчику вместе с моими услугами в 3100 долларов. Для сравнения: цена на такое же авто в Украине — от 5000 долларов.

— О чем обязательно нужно помнить владельцу «евроблях», чтобы не стать обладателем автомобиля-призрака?

— Нужно не забывать о такой малости, как прохождение автомобилем обязательного техосмотра в стране регистрации, а также о продлении там же страхового полиса. Ведь если хоть одно из этих условий не будет выполнено, то машина автоматически будет снята с учета и превратится в призрак.

Кроме того, владелец на ней раз в год должен пересекать границу, чтобы не быть оштрафованным за нарушение таможенных правил Украины. Для этого нужно просто на сутки съездить в страну регистрации. Если по каким-то причинам владелец не может этого сделать, то за сотню долларов плюс дорожные расходы это могу сделать я или другой перегонщик.

Правда, в таком случае придется еще раскошелиться у нотариуса на доверенность, которая потянет гривен на 800.

— На украинских автобазарах, где торгуют «евробляхами», продавцы за дополнительную плату в 200 долларов предлагают выписать несколько справок о пересечении границы автомобилем, которые дают возможность не ездить каждый год в Польшу или Литву. Это реальное предложение?

— Нет, это чистой воды «развод». Для полицейского, который остановит на дороге, этой бумажки, может, и достаточно. Но по базам данных пограничной службы такая машина не будет проходить как вовремя пересекавшая границу. На таком авто можно ездить только по украинским дорогам, да и то, как показывает практика, не долго.

Могу предположить, что владельцы «евроблях», попавшие по судам на многомиллионные штрафы, именно такими справками и воспользовались, а в результате получили головную боль с виде поисков баснословных денег. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, нужно, чтобы машина пересекала границу вовремя.

Если не успели и значительно просрочили срок, то лучше избавиться от такой машины, продав ее на разборку.

— Говорят, существует схема ввоза авто с иностранной регистрацией в виде транзита, когда машину оформляют сразу на себя. Насколько это действенно?

— Такой схемой пользуются жители Западной Украины, которые постоянно мотаются в ту же Польшу, например.

По нашему законодательству пребывание такой машины в Украине без перерегистрации допустимо только пять дней, если ты будешь выезжать через тот же пограничный пункт, через который въехал в Украину, или десять дней — если выезжаешь через другой.

Правда, и тут наши соотечественники нашли лазейку: ввозят такое авто дней на пятнадцать, а при выезде из Украины оплачивают штраф (один день просрочки стоит около 400 гривен. — Авт.). Но дальше не пересекают границу, а на нейтральной стороне садят за руль иностранца, который опять въезжает на машине в Украину.

Таким образом авто снова вполне легально пересекает границу. Правда, тут нужно найти подходящего иностранца. Поляки, если и дадут согласие на такую аферу, то потребуют не меньше 100 долларов. К подобному делу часто привлекают белорусов, которым можно дать 20 долларов.

Ну и, конечно же, несколько сот гривен придется заплатить на границе, чтобы там «не увидели» смены водителя за рулем иномарки. Но следует помнить, что такая машина в международных базах окажется просто «зависшей» на нейтральной территории.

Поэтому я бы не рекомендовал пользоваться этой схемой, чтобы не попасть в неприятные истории, которые поджидают владельца подобного авто.

В то же время украинским владельцам «евроблях» после длительного противостояния под стенами Верховной Рады и перекрытия центральной части столицы таки удалось убедить парламентариев в необходимости принять закон, позволяющий легализировать такие авто в Украине. Правда, перед уходом на летние каникулы народные избранники только приняли за основу внесенные в Раду законопроекты, а окончательное утверждение ожидается во время второго чтения.

Какие новшества предусмотрены законопроектами и к чему нужно готовиться владельцам машин с иностранной регистрацией, читайте в материале «ФАКТОВ» В Украине снижают стоимость растаможки авто: какие трудности ждут владельцев «евроблях».

Фото Александра ЛЕЩЕНКО, «ФАКТЫ»

Источник: https://fakty.ua/280755-za-vse-nuzhno-platit-kak-v-ukrainu-zavozyat-evroblyahi-i-kak-ne-popast-na-krupnyj-shtraf

Таможня дает добро. Полиция будет выявлять «просроченные» евробляхи

Полиции дали доступ к таможенным базам, по которым они смогут выявлять автомобили на еврономерах с превышенными сроками временного ввоза.

А чтобы повысить эффективность служб, полицейским разрешили круглосуточно дежурить на таможенных постах, чтобы контролировать работу коллег.

Что в теории должно свести к минимуму попытки дать взятку таможеннику, чтобы тот не заметил просроченную евробляху, передает «ubr.ua».

«Полицейские имеют право круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в других местах таможенной территории Украины, в которых органы Государственной фискальной службы осуществляют таможенные формальности (зоны таможенного контроля), с целью выявления фактов нарушения таможенных правил. Полицейские и должностные лица Министерства внутренних дел имеют право доступа к автоматизированной системы таможенного оформления «Инспектор — 2006», — говорится во вступившем в силу постановлении КМУ № 479.

Чиновники не скрывают целей. В документе прямо указано, что экспериментальный проект должен помешать уклонению от уплаты таможенных платежей. Начиная с 1 сентября 2018 года, отчеты о результатах совместной деятельности полиции, фискалов и таможенников будут подавать ежемесячно.

Напряглись и готовятся к митингам

Не удивительно, что владельцы евроблях тут же напряглись – для них взаимодействие полиции и таможенников грозит обернуться серьезными неприятностями. Проштрафившихся водителей будут выявлять теперь не только на таможенных постах, но и на дорогах, с помощью автоматизированной системы «Рубеж». Просроченные автомобили как раз сейчас вносят в базу.

«Мы все ждем начала, чтобы также увидеть, как оно на деле будет. Какие варианты избежать наказания — пока не известно, все будем знать тогда, как начнут останавливать. Пока говорят, что идет загрузка данных», – рассказали нам в общественной организации «АвтоЕвроСила».

В случае, если владельцев евроблях начнут массово вылавливать на дорогах, штрафовать и забирать автомобили, активисты готовы к радикальным действиям – перекрывать дороги, устраивать акции и пикеты у Верховной Рады, Министерства внутренних дел и пр.

Рубеж может «не узнать» еврономера

Основной аргумент активистов – полиция не имеет полномочий штрафовать автомобили за просроченные сроки временного ввоза. Проверять должны только в зоне таможенного контроля, уверены владельцы «евроблях».

С этим согласны и юристы. Но при этом отмечают, что правоохранители вполне могут дежурить на дорогах на пару с таможенниками, которые и будут выписывать штрафы, после остановки авто полицейскими. 
Между тем, это не единственный вопрос, который возникает у правозащитников.

«Само по себе срабатывание «Рубежа» — не является законной причиной для остановки. В Законе о полиции таковая не значится. К тому же, Система может просто не среагировать на автомобиль на иностранных номерах. В России работает похожая система и там она другие номера, кроме российских, не воспринимает», – рассказал UBR.ua юрист Владимир Блащук.

Если «Рубеж» все же будет срабатывать на просроченные еврономера, юрист не исключает, что в на старте пилотного проекта будут останавливать не всех. Нужно время чтобы внести в базу тысячи нарушителей таможенного законодательства.

Правозащитники напоминают, согласно ст. 470 Таможенного кодекса Украины за превышение установленного срока транзитного перемещения автомобиля, предусмотрена ответственность в размере от 170 грн. до 8,5 тыс. грн., в зависимости от продолжительности срока превышения.

А за нарушение срока временного ввоза, согласно ст. 481, — штраф уже варьируется от 850 грн. до 17 тыс. грн.

Если поймают второй раз на том же нарушении – последствия могут быть и более серьезные, говорят юристы. И лишение водительских прав – еще не самое страшное.

«Санкции могут доходить вплоть до конфискации авто, в зависимости от характера нарушений. У таможни есть базы данных всех транспортных средств, которые пересекают границу в том или ином таможенном режиме. А вот предоставят полиции доступ ко всей базе, или только по просроченным, — пока вопрос», — подметил в беседе с UBR.ua автоюрист Вадим Володарский.

  • ВЕСТИ
  • Украина
  • Таможня дает добро. Полиция будет выявлять «просроченные» евробляхи

Источник: https://vesti-ukr.com/strana/295076-tamozhnja-daet-dobro-politsija-budet-vyjavljat-prosrochennye-evrobljakhi

Законно или нет? Что на самом деле значит решение Верховного суда по евробляхам

Законно или нет? Что на самом деле значит решение Верховного суда по «евробляхам»

АвтоЕвроСила

Верховный суд вынес решение о том, что пользование собственным автомобилем с еврономерами, который был ввезен в Украину в режиме транзита, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса.

Некоторые собственники «евроблях» поспешили праздновать победу, мол, теперь можно бессрочно и безнаказанно использовать автомобили на еврономерах.

Впрочем, на самом деле это не так – просто теперь таможня будет штрафовать по другой статье

Верховный суд Украины 1 октября вынес решение о том, что пользование собственным автомобилем с еврономерами, который был ввезен в Украину в режиме транзита, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса («Неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не окончено, или с товарами, которые находятся на временном хранении под таможенным контролем»), сообщила пресс-служба Верховного суда. Суд пришел к такому выводу, рассмотрев в кассационном порядке иск физлица к таможне об отмене постановления, которым оно было признано виновным в нарушении таможенных правил и оштрафовано на 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан на общую сумму 8500 грн, говорилось в сообщении пресс-службы суда.

Истец, являясь собственником автомобиля с регистрационным номером Эстонии, не снятого там с регистрации, 26 февраля 2016 года ввез автомобиль на таможенную территорию Украины на основании таможенной декларации с целью транзита.

На судебном заседании он сознался, что ввез транспортное средство для долгосрочного использования на территории Украины, а режим «транзит» заявил, чтобы избежать необходимости таможенного оформления и уплаты соответствующих платежей.

Постановление в отношении него было вынесено в связи с тем, что истец в сроки, определенные статьей 95 Таможенного кодекса (устанавливает сроки разрешенного пребывания в Украине для транспортных средств – 10 суток, в зоне деятельности одной таможни — 5 суток), автомобиль не вывез, но продолжил им пользоваться в качестве транспортного средства, таможенное оформление которого не завершено, без разрешения таможни, сказано в тексте сообщения суда.    

Как известно, оформление резидентами Украины ввоза авто с иностранной регистрацией в режиме транзита – одна из часто используемых схем для ввоза автомобилей с иностранной регистрацией, так называемых «евроблях», для собственного пользования. Схема позволяет избежать процедуры растаможки и соответственно уплаты всех предусмотренных законом платежей.

«Евробляхи» – более чем масштабное явление в Украине. По данным Государственной фискальной службы, по состоянию на 31 января 2018 года в стране находилось 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, из них с нарушением срока, то есть по факту незаконно, — 246,4 тыс. автомобилей.

По данным таможни, к августу число ввезенных по схемам «евроблях» выросло до 682 тысяч автомобилей, сказал 112.ua генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Автомобили с «евробляхами» ввозят в основном из Польши, Литвы, Германии, Болгарии, Чехии.

Читайте также:  Toyota выпустила кроссовер для женщин. круче "жука".

За нарушение сроков транзита таможня может штрафовать автомобилистов. В случае превышения установленного срока транзитного перемещения транспортных средств на срок не более суток предусмотрен штраф в размере 170 грн, превышение на более чем сутки, но не более чем на 10 суток – штраф 3400 грн, превышение на более чем 10 суток – штраф 8,5 тыс. грн, говорят в таможне. 

Штрафы предусмотрены 470 статьей Таможенного кодекса, но кроме нее может применяться и 485 статья, которой предусмотрены еще более серьезные штрафы – до 100 тыс. грн.

Что же касается 469 статьи, которую пытался оспорить истец, то еще 31 марта 2015 года Конституционный суд разъяснил, что ее положения не могут применяться при назначении штрафа лицам, нарушившим условия ввоза автомобилей в режиме транзита.

Тогда суд установил, что «использование или распоряжение транспортными средствами для личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию, не является административным правонарушением, предусмотренным положениями части 2, статьи 469».

Вероятно, истец, обращаясь в Верховный суд, рассчитывал, что на таком основании ему удастся избежать штрафа. Верховный суд с ним согласился и отменил штраф в 8500 грн, правда, теперь истец может быть оштрафован на аналогичную сумму по 470 статье или даже на большую по 485-й.

С учетом нынешнего решения Верховного суда в случае нарушения сроков транзита таможня может применять только санкции, предусмотренные статьей 470 Таможенного кодекса (недоставление товаров, транспортных средств коммерческого назначения и документов в таможенный орган назначения), а не 469 статью («Неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не окончено, или с товарами, которые находятся на временном хранении под таможенным контролем»), сказал 112.ua соучредитель общественной организации «АвтоЕвроСила» Александр Чернявский. — «Если ты просрочил разрешенный срок, ты можешь заплатить штраф и дальше ездить свободно». 

Отметим, что это подтвердили и в пресс-службе Государственной фискальной службы: «Решение суда никоим образом не может быть основанием для освобождения от ответственности за нарушение сроков транзитного ввоза, предусмотренной 470 статьей Таможенного кодекса».

Впрочем, владельцам «евроблях» в этом судебном процессе важнее даже не то, что ГФС напутала статьи, из-за чего в конкретно этом случае «счастливчик» не будет платить штраф, а то, что по большому счету этот вердикт ничего не меняет.

Будет применяться 470-я статья, а для особых случаев у налоговиков припасена статья 485 Таможенного кодекса («Действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей»), предусматривающая более высокие штрафы (до 100 тыс. грн).

«В случае установления факта пользования автомобилем, ввезенным в режиме «транзит», есть все основания для рассмотрения вопроса наличия в действиях лиц признаков правонарушения, предусмотренного статьей 485 Таможенного кодекса, и составления протокола о нарушении таможенных правил.

Санкцией статьи за использование товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, предусмотрен штраф в размере 300% суммы неуплаченных таможенных платежей», — заявили в пресс-службе ГФС.

Действительно, таможня может применять 485 статью, чтобы штрафовать нарушивших сроки транзита «евробляхеров», подтвердил 112.ua адвокат, партнер группы компаний Berylstone Денис Фетисов: «Если по 469 статье максимальный штраф составляет 8500 грн, то по 485-й штраф составляет 300% от неуплаченной суммы платежей – до 100 тысяч гривен».

Вынесенное Верховным судом решение – вовсе не победа владельцев «евроблях», а даже наоборот, считает Фетисов: «Им даже выгодней было платить штраф 8500 грн по 469-й статье, чем уходить на более дорогую санкцию, предусмотренную 485 статьей».

  • Как можно раз и навсегда решить проблему «евроблях»

Проблема заключается лишь в том, что у властей нет политической воли, чтобы начать массово штрафовать «евробляхеров» и ломать схему ввоза автомобилей по транзиту. «На сегодняшний день для решения вопроса с «евробляхами» нет политической воли.

Полиция обязана останавливать «евробляхи» за нарушение правил дорожного движения, статьей 29 которых предусмотрено, что автомобиль на иностранной регистрации, даже ввезенный иностранцем, через 60 дней после ввоза в Украину, обязан быть зарегистрирован в сервисном центре МВД.

Этого не происходит, но полицейские не останавливают автомобили и не проверяют, допущено ли нарушение», — говорит глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Он отмечает, что формально таможенники не имеют права выписывать протоколы о нарушении вне зоны таможенных постов.

«Все случаи задержания «евроблях», которые были до последнего времени, – это либо полиция в результате происшествия задерживает автомобиль и передает данные в таможню, а они выписывают протокол, либо много случаев было, когда таможенники вызывали на пост такси, а приезжает автомобиль на бляхах», — рассказал гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Он уточнил, что Черниговская таможня для этой цели организовала один из постов прямо на автотрассе.

Законопроекты, которые должны были бы упорядочить ситуацию с «евробляхами», в Верховной Раде безнадежно увязли, говорит Назаренко. Как известно, в парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий уменьшение размера акцизов с ввезенных автомобилей. Сейчас на новый автомобиль с объемом двигателя в 1600 куб.

см установлен акциз 427 евро, в возрасте до пяти лет — 2629 евро, свыше пяти лет — 3906 евро. Их предлагается уменьшить до 150, 300 и 750 евро.

Также документом предусмотрены отмена запрета на растаможивание машин, не соответствующих экостандарту «Евро-5», и усиление контроля за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного в других государствах.

Еще один зарегистрированный в Раде законопроект описывает механизм взаимодействия таможенников, полицейских и пограничников, создание автоматизированной системы обмена информацией.

Согласно ему, Нацполиция получит право проверки авто с еврономерами, а также возможность выписывать высокие штрафы тем, кто ездит на нерастаможенном автомобиле. Кроме действующего штрафа в 8,5 тыс.

грн за нарушение срока более чем на 10 суток, предлагается ввести наказание за нарушение срока от 20 до 30 суток – 85 тыс. грн, более 30 суток – 170 тыс. грн или конфискацию авто по решению суда.

Штраф за нарушение срока пребывания автомобиля в режиме временного ввоза предлагается установить на уровне 17 тыс. грн в случае превышения срока на 10-20 суток, 85 тыс. грн – 30 суток, более месяца – 170 тыс. грн или конфискация.

Источник: https://112.ua/statji/zakonno-ili-net-chto-na-samom-dele-znachit-reshenie-verhovnogo-suda-po-evroblyaham-467261.html

«Евробляхи»: за и против — Накипело

Если полчаса постоять на оживленной улице любого из крупных украинских городов, то может создаться ощущение, что находишься на границе Польши и Литвы — так много здесь автомобилей с номерами этих стран.

Седьмая сессия Верховной Рады началась под шум митинга владельцев машин на еврономерах.

Они перекрыли движение в правительственном квартале и требовали легализовать их машины, снизить стоимость растаможки до 500 евро и отменить экологический стандарт Евро-5.

Активистам не удалось договориться с нардепами: глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина предложила легализовать уже ввезенные машины за 1000—1400 евро, но митингующих это не устроило. Закончился митинг 7 сентября: всех его участников разогнала полиция.

В Верховной Раде зарегистрировано 22 законопроекта, которые должны решить эту проблему. Некоторые из них предполагают снижение стоимости растаможки, другие — радикальный запрет на ввоз авто на иностранных номерах. Медиапроект «Накипело» попытался разобраться в шумихе вокруг еврономеров.

Какие аргументы у сторонников легализации еврономеров?

Машины в Европе дешевле, чем в Украине

В Украине за  2 тысячи долларов можно приобрести 10-летнюю «Таврию» или  «ВАЗ», или иномарку 80-х годов выпуска в более-менее нормальном состоянии (например, Volkswagen Golf II).

В Литве или Польше цены на немецкие авто (Audi A4, A6, Volkswagen Golf 3, Golf 4), произведенные в начале двухтысячных, стартуют от 600 — 700 евро. Автомобиль действительно в хорошем состоянии можно приобрести за 1000 — 1500 евро. К расходам добавляется переоформление, техосмотр и дорога в Украину. В итоге, за 2 тысячи евро украинец может пригнать себе приличный автомобиль.

В Украине цены на такие же иномарки стартуют от $ 6000. А если бюджет немного выше, вы сможете ездить по украинским дорогам на  BMW X5 2015 года выпуска, купленный в Европе,  за 23 000 евро. В Украине такой же  б/у BMW продают за $ 60 тыс.

«Старичок» BMW X5 2002 года в Польше будет стоить  6000 евро, а у нас — более 15 000 евро.


Растаможка в Украине  слишком дорогая

В Литве Volkswagen Sharan 1998 года выпуска стоит  тысячу-полторы евро, а с украинскими номерах на одном из сайтов по продаже авто в Киеве — от 5 тысяч долларов и дороже.

Почему возникает такая разница? Из-за налогов и сборов, которые нужно заплатить при растаможке машины и постановке ее на учет в Украине. Ввозная пошлина составит 10% от стоимости машины, это 100 евро. Налог на добавленную стоимость — 1281 евро. Выплата в пенсионный фонд добавит к стоимости еще 192 евро.

Но самый большой из налогов, акцизный сбор, рассчитывается в зависимости от типа топлива и объема двигателя. В случае с  Volkswagen Sharan он составит 5303 евро. В итоге растаможить старый «Шаран»  стоит почти 8 тысяч евро: за эту сумму можно приобрести еще несколько автомобилей.


Какие аргументы у противников еврономеров?

Если «евробляхи» легализуют, каждый владелец авто станет немного беднее

Если спорные машины узаконят, сделав скидку, на рынке появится множество автомобилей по низкой цене. Авторынок  будет вынужден скорректировать цены в сторону уменьшения, а значит, каждая машина будет стоить дешевле.

Таким образом, все владельцы официально зарегистрированных авто станут немного беднее.



Машины на иностранных номерах сложнее привлечь к ответственности перед законом

Преступников или участников ДТП, которые использовали автомобиль на еврономерах и скрылись с места происшествия, полиции найти сложно. . Они не становились на учет и не оформляли документы, а следовательно, для полицейских баз их не существует.

Противники еврономеров утверждают, что такие машины чаще попадают в ДТП, однако это опровергает официальная статистика. За первые шесть месяцев 2017 года на территории Украины произошло более 4,5 тысяч  аварий с участием транспортных средств, зарегистрированных за рубежом. В результате 429 человек получили травмы, 43 человека погибли.

При этом всего за это же время в Украине произошло почти 90 тысяч аварий, в которых травмировано 18755 человек, а погибло — 1688. Таким образом, авто с иностранной регистрацией поучаствовали лишь в 5% аварий.

Из-за евроблях Украина недосчитывается налоговых поступлений в бюджет

Чтобы ездить на иномарке не выплачивая при этом налоги, украинцы используют три основные схемы, каждая из которых не совсем законна.

Первый способ сесть за руль нерастаможенного авто в Украине, который используют в основном жители западных областей — это «пересічка».

Автомобили старше 2010 года, не соответствующие стандарту «Евро-5», невозможно ввезти легально  в Украину, ими можно пользоваться только в течение 5-ти дней. Поэтому «пересічники»  раз в пять дней выезжают из Украины и заезжают обратно. Большинство из них работает в Европе.

Некоторые ввозят автомобиль по такой схеме в крупные города и через некоторое время получают письмо со штрафом за нарушение порядка пересечения границы. Часто владельцы таких машин покупают на СТО справку, что их авто в ремонте и физически не может выехать, направляют ее в налоговую и катаются, пока машину не заберут правоохранители.

Читайте также:  Словакия занимает первое место по производству автомобилей

Другая схема, которой пользуется большинство украинских владельцев автомобилей на иностранных номерах — Стамбульская конвенция о временном ввозе.

На машине с еврономерами может ездить только тот, кто не является гражданином Украины.

По этой схеме авто регистрируют на литовскую или польскую компанию, она по доверенности дает попользоваться транспортным средством украинцу, которого могут оформить как сотрудника фирмы.

Третий способ —  вариант совладельца. Автомобиль регистрируется на гражданина Украины, а затем ввозится в страну нерезидентом-совладельцем.

Из-за использования этих схем украинский бюджет каждый год теряет сотни тысяч гривен, наносится значительный  ущерб экономике страны.

А как обстоят дела в Европе?

В Евросоюзе действуют особые правила пользования автомобилями са иностранной регистрацией. Свободно передвигаться по странам ЕС можно в течение 6 месяцев без уплаты налогов.

После этого придется зарегистрироваться и заплатить налоги, установленные в стране, по которой вы планируете ездить. В среднем это будет стоить 400-600 евро.

Таможенное оформление автомобилей из других стран (за пределами ЕС) вместе с НДС обойдется в среднем в 30-40% от стоимости транспортного средства.

Следует учитывать, что национальные законодательства имеют различия, и к тому же в европейских странах платят дорожные сборы, налог при регистрации и экологические налоги.

В любом случае, в европейских странах законодательство таково, что экономически невыгодно ввозить автомобиль из стран, не входящих в ЕС.

Пользоваться старым транспортным средством в Европе дороже, чем приобрести новое. С каждым годом экологический налог для такой машины будет расти, как и стоимость страховки, без которой ее невозможно использовать. Одни из самых высоких экологических налогов — в Германии: там они составляют около  двух  тысяч евро в год за пользование старой машиной.

В Чехию автомобиль старше 8 лет можно ввезти только из других стран ЕС.

Из-за высоких налогов водители в Европе используют разные ухищрения: например, жители Латвии раньше часто ездили на авто с литовскими или эстонскими номерами.

Это связано с тем, что в Литве и Эстонии техосмотр проходят раз в два года, а в Латвии — раз в год, следовательно, латвийцам приходится ежегодно платить дорожный налог.

Поэтому в Латвии жителям страны разрешили ездить на авто, зарегистрированном в другом государстве, только при условии уплаты пошлины: за сутки — 10 евро, в месяц — 250 евро, за год — 1000 евро. Штраф за нарушение — до 400 евро. Высокие пошлины сделали невыгодным постоянное использование авто с номерами другой страны.

Из-за более либерального законодательства в Литве, Латвии и Польше автомобили гораздо старше, чем в остальных странах ЕС: от 16,5 до 17 лет. При этом средний возраст европейских авто вообще — 10,7 лет, а самые новые  машины — в Бельгии, там им около 7,7 лет.

Источник: https://nakipelo.ua/evroblyahi-za-i-protiv/

Как ездить в Украине на «евробляхах»? Reporter UA

В Украине ездит множество автомобилей на иностранных номерах, все они нерастаможены. Как ввозятся эти автомобили и на каких основаниях они ездят и на каких — штрафуют?

Об этом на своей странице в Фейсбук рассказал директор ассоциации автоимпортеров ВААИД Олег Назаренко.

Существует две схемы ввоза и эксплуатации нерастаможенных автомобилей «на бляхах»:

1. В режиме транзита

Ввоз автомобиля гражданином Украины в режиме транзита с последующим нарушением сроков ввоза этого автомобиля.

В таможенном режиме транзита украинцам разрешается ввоз транспортного средства на территорию Украины без уплаты таможенных платежей на срок не более 10 дней. Поэтому те, кто вполне законно пользуются такой схемой, должны не реже, чем раз в 10 дней выезжать за границу. А потом сразу же можно въехать обратно!

Некоторых украинцев это устраивает и они не нарушают Законы (сделав из этого бизнес: туда бензин, сигареты и водка, а назад продукты или б/у технику). Но те, кто живут подальше от государственной границы Украины (например, в Киеве), ввозят автомобиль в Украину в таможенном режиме транзита, а потом не выезжают в установленный срок 10 дней.

Санкции: Статьей 470 Таможенного кодекса Украины предусмотрена ответственность за недоставку транспортного средства в органы ГФС в установленный законодательством срок. При этом размер штрафа, который может быть наложен на нарушителя, зависит от срока, на который превышен вывоз и составляет от 170 до 8500 грн.

Некоторые сторонники «законности» езды «на бляхах» уверяют остальных украинцев, что, якобы, заплатив 1 раз штраф за превышение установленного срока транзита (8,5 тыс. грн.), можно дальше беспрепятственно пользоваться этим ввезенным автомобилем.

Это обман, так как такие утверждения не соответствуют положениям действующего законодательства.

Почему? Вот логика Гостаможслужбы: «Исходя из определения понятия таможенного режима транзита, приведенного в статье 90 Таможенного кодекса Украины, это «таможенный режим, согласно которому товары и / или транспортные средства коммерческого назначения перемещаются под таможенным контролем между двумя органами ГФС или в пределах зоны деятельности органами ГФС без какого либо использования этих товаров без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности».

Таким образом, использование на территории Украины автомобиля, ввозимого в таможенном режиме транзита в других целях, чем с целью транзита (а именно просто кататься и ездить по своим делам; а не перемещаться на протяжении максимум 10 дней между двумя таможнями с целью выезда из страны) представляет собой нарушение таможенных правил.

За это нарушение предусмотрена административная ответственность статьей 485 Таможенного кодекса Украины: «использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы». При этом размер штрафа за совершение такого нарушения составляет 300 процентов неуплаченной суммы таможенных платежей.

2. Временный ввоз

Ввоз автомобиля иностранцем — нерезидентом (то есть человеком, который постоянно не проживает в Украине). В народе их называют «верблюдами» или «аватарами». Иностранцы, которые ввезли автомобиль в Украину, здесь передают его гражданину Украины (резиденту) по доверенности, либо оформляя его «сотрудником» иностранной фирмы.

Исходя из положений статьи 380 Таможенного кодекса Украины, разрешается временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования на срок до одного года, при условии регистрации этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранных государств.

Но после ввоза уже на территории Украины такое транспортное средство незаконно передается гражданину Украины вместе с доверенностью на право пользования автомобилем (как сотруднику или просто так).

Почему незаконно? Потому что согласно части 4 статьи 380 Таможенного кодекса Украины, временно ввезенные транспортные средства личного пользования могут использоваться на таможенной территории Украины исключительно гражданами, которые ввезли указанные транспортные средства в Украине, для их личных нужд. Такие транспортные средства не могут использоваться для целей предпринимательской деятельности в Украине, быть разукомплектованы, переданы во владение, пользование или распоряжение другим лицам.

А если все же передали такое авто в пользование другим лицам?

Статьей 485 Таможенного кодекса Украины предусмотрена ответственность за использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, в том числе за использование транспортного средства иным лицом, чем той, по которой такое транспортное средство ввезено.

Наказание за это нарушение то же – 300% от неоплаченных таможенных сборов. Если у автомобиля многолитровый двигатель, то на него насчитывается огромная сумма акциза. Отсюда – и миллионные штрафы, о которых пишут в СМИ.

Гройсман сдался! Евробляхам дали шанс на жизнь

Источник: https://ua-reporter.com/news/kak-ezdit-v-ukraine-na-evroblyahah

Видео. Евробляхи – это законно? Часть 2

Массово евробляхи начали ввозиться в Украину в 2014 году. За четыре года ситуация накалилась донельзя – встретить машину на еврономерах можно практически в любом крупной городе за сотни километров от европейской границы.

Но в чем, собственно, проблема? – спросите вы. Ну, стало машин больше – это нормальный процесс в любом развивающемся государстве.

Кроме того, увеличение количества автомобилей сопровождается ростом экономической активности и повышением мобильности населения.

И вы будете правы на все 100% во всем, но нелегальность этих автомобилей – это проблема, ставящая крест на всех вышеперечисленных преимуществах.

Украина не готова к такому количеству автомобилей. В первую очередь, речь идет о больших городах, спроектированных за Царя Гороха.

В XXI веке страна должна двигаться в сторону популяризации общественного транспорта и восстановления прав пешеходов и велосипедистов, которые в течение последних 50 лет поступались своим пространством в угоду автомобилям. Неконтролируемое нашествие автомобилей ставит крест на этом процессе.

Ситуация усугубляется еще и тем, что большая часть евроблях – это старые и не очень ухоженные автомобили, с невероятными показателями выбросов. Когда такие машины стоят в пробке, жителям близлежащих домов впору надевать противогазы и идти в укрытие.

Введение стандартов Евро-5 и Евро-6 направлено на борьбу с загрязнением воздуха в больших городах путем удешевления новых автомобилей на фоне старых, но владельцы евроблях нивелируют эти усилия, попросту игнорируя законы собственной страны в угоду личным интересам и потребностям.

Кстати, о законах. Сторонники евроблях активно убеждают всех вокруг в том, что важен не номер автомобиля, а человек, севший за руль. И это правда. Потому что за рулем сидит человек, умышленно и сознательно уклонившийся от уплаты налогов и поучаствовавший в мошеннической схеме ради покупки автомобиля.

Этим и объясняется количество скандалов и неоднозначных ситуаций, сопровождающих нашествие евроблях. Автомобили на иностранной регистрации очень часто пренебрегают такой мелочью как страховка. То есть, в случае аварии пострадавшая сторона останется без выплат. Если повезет.

Если нет – виновник на еврономерах скроется в неизвестном направлении.

Возможность пригнать из-за границы любой автомобиль стимулировала мошеннические схемы по восстановлению шрота.

Здесь все предельно просто – документы от украинского автомобиля, попавшего в аварию и не подлежащего восстановлению, передаются его «близнецу» из-за границы, которому цепляют новый номер и перебивают номер кузова и двигателя.

Да, за границу на этом автомобиле лучше не выезжать, да и предпродажную экспертизу он не пройдет, но ездить по дорогам Украины он может годами.

И о морали. Лично для меня моральная сторона вопроса куда важнее юридической, налоговой и законной.

Очень важно не позволить государству амнистировать евробляхи только потому, что любое другое решение будет воспринято в штыки. Их не устроит сокращение налогов, потому что они в принципе не готовы их платить.

В первой части я уже писала, что между «дорого, но законно», и «дешево, но незаконно», украинцы выберут второй вариант.

Разрешить украинцам легализовать их машины без уплаты налогов, потому что государству страшно пойти против двух миллионов нарушителей, это все равно, что накормить ребенка-диабетика сладким тортом.

Действуя подобным образом, государство разрушает причинно-следственную связь «преступление – наказание», делая из нее что-то вроде юридического Франкенштейна «преступление – но если вас много, то наказания не будет».

Я не предлагаю сажать водителей на евробляхах по тюрьмам и шить им статьи, но они должны понимать, что покупая автомобиль в обход закона, который их не устраивает, они совершают преступление и рискуют понести наказание.

Смотрите видео: Когда заканчивается в Украине срок льготной растаможки автомобиля?

Источник: https://offshoreview.eu/2018/06/27/evroblyahi-eto-zakonno-chast-2/

Ссылка на основную публикацию